Мальчики с гитарами

Мальчики с гитарами

Не зря говорят, что у нашей страны непредсказумое не только будущее, но и прошлое. Историю то и дело переосмысливают. А лет через 50 почти не останется тех, кто жил в СССР. Но перетолковывать эту эпоху будут, однако, еще долго.

Андрей ЮШИН, Михаил ЛОПАТИН, Николай РАСПОПОВ, Геннадий КНЯЗЕВ. Фото из личного архива Андрея ЮШИНА.

Сегодня - о Канске в эпоху СССР. В шестидесятые - семидесятые-восьмидесятые. Не языком статистики, а языком памяти о буднях и праздниках, мечтах и проблемах, деталях быта и увлечениях.

Партнер нашего проекта - почетный житель Канска, бывший директор БХЗ Леонид Петухов.

«А почему бы и нет? Есть что вспомнить...» - так ответил на предложение вспомнить юность Геннадий Князев, выпускник 20-й школы. И пришел не один, а с одноклассником Андреем Юшиным. Школу они заканчивали в начале 70-х.

Старая тетрадь

Князев: - Нас было шестеро школьных друзей, увлекавшихся музыкой. Мы с Андреем, Витя Федоров, Коля Распопов, у которого до сих пор исключительный слух: и сейчас «Отель Калифорния» выдает один в один. Гены Благирева и Миши Лопатина уже нет с нами. Всегда их вспоминаем, когда на праздники встречаемся, теперь уже семьями. Выпьем по рюмочке, поговорим, споем любимые песни под гитару. Витя на всякий случай приносит толстую потрепанную тетрадь со словами. Есть там и «Мой адрес - Советский Союз». Если посмотреть непредвзято - заводные ведь были и текст, и музыка.

Юшин: - Все свободное время мы отдавали музыке. Собирались у кого-нибудь дома, приносили гитары. Вместо ударной установки, которой у нас, конечно, не было, Гена Благирев лихо барабанил палочками по табуретке.

К: - Ну а я хоть и не играл ни на чем - «медведь на ухо наступил» - был первым слушателем, первым критиком и первым ценителем.

Ю: - Гитары у нас были обыкновенные - акустические. Потом пошла мода на электрогитары, но мы не могли позволить себе такую роскошь: акустическая стоила 25 рублей, а электрическая - 150. Поэтому покупали звукосниматели, подставляли их под струны и за неимением усилителя подключали к радиоприемнику «Рекорд». Зачастую звукосниматели слетали, то и дело приходилось их прикручивать.

К: - Пик всех наших музыкальных усилий - школьные вечера. Но, бывало, на них приглашали арсенальский ВИА - тогда арсенал шефствовал над нашей школой. Вот у морячков-то было все: усилители, дорогущая ударная установка, электрогитары. Но им больше хотелось не играть, а танцевать с нашими девчонками. Что с успехом и делали. А свое музыкальное богатство передавали в наши руки!

При этом арсенальцев никто не имел права тронуть пальцем: мол, что это ты с моей девчонкой танцевал - давай выйдем.... Все было спокойно. Кстати, без грамма алкоголя.

Ю: - Подожди, сказать, что совсем не употребляли алкоголь, - неправда. Костяк класса, человек 12-14, жили очень дружно: праздники, дни рождения отмечали вместе. Скидывались, покупали портвейн «777», кабачковую икру и отваривали картошку. И пили не для того, чтобы напиться, а чтобы повеселиться от души. Ну и, конечно, пели под гитару. Из девчонок очень хорошо пела Люда Гуменюк - мы звали ее Гамочкой. Да и в целом класс у нас был дружным благодаря ВалПалу - Валентину Павловичу Каменщикову, который не только заинтересовал математикой, но и сплотил. Человек огромной души, спасибо ему за все. Он поощрял все наши увлечения, ходил с нами в походы, ездил на картошку, капусту и кузику. Мы его беспрекословно слушались.

Тыка натычка

К: - В то время популярными были ВИА «Поющие гитары», «Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята», «Синяя птица». «Как с тобой дружили - помнят все ребята, как с тобой встречались в знойном сентябре...». Или еще «Тыка натычка мамичата...». Где-то в начале 70-х в Канск приехали москвичи, выступали на танцах в ДК ХБК. Мы записали их песни, в том числе югославские, на магнитофон «Романтик». Как слышали - так и пели. Наверняка коверкали язык югославов.

Из иностранного слушали «Deep Purple», «Creedence Clearwater Revival», «The Beatles», «The Rolling Stones». Однажды учительница общес-твоведения Евгения Ивановна Окладникова посоветовала нам выписывать журнал «Новое время», чтобы быть в курсе того, что делается в мире. Мне родители выписали, и на последней страничке я обнаружил колонку, где рассказывали про зарубежные молодежные ансамбли. Как только получал очередной номер журнала, на следующий день приносил в класс, и мы с ребятами вместе читали про разные ВИА из демократических стран (мы называли их демократами): Венгрии, Польши, Югославии, ГДР. Например, в Польше была группа «Червоны гитары»*.

Ю: - На большую публику мы, конечно, не выходили. В то время в Канске вокально-инструментальные ансамбли играли в городском парке - там, по-моему, заводил Юра Менухов - и в парке ДК ХБ К: за драмтеатром на расстоянии примерно 50 метров была круглая площадка, огороженная, со сценой, скамейками, вход 50 копеек. Там, помнится, играл Гена Шеремук, в том числе на саксофоне.

К: - Живая музыка была и в ресторанах. Самый популярный, конечно, «Сибирь», все крутые туда ходили. На втором месте - «Тайга», на третьем - «Вечерний» (около рынка, где сейчас «Волков и Волков»).

Для музыкантов это было, говорят, весьма доходное дело: за заказ песни платили от трех рублей и больше. За вечер ребята зарабатывали минимум 25 рублей - большие деньги по тем временам. Пять вечеров - и месячная зарплата простого человека. Да и за рубль даже пели - тоже были деньги. Мать когда рубль давала, я покупал три литра молока, хлеб за 16 копеек и еще на конфеты оставалось. Мама в среднем получала 130 рублей, отец - за 200.

Погнали наши городских

К: - В рестораны мы, понятно, не ходили, а вот на танцы - да. В то время в Канске было несколько группирово К: «кузнечики» (район ВЭСа так назывался), «город», «гидролка», «кан-перевоз» и «текстиля» - все эти районы между собой враждовали. Я жил в Кан-перевозе, и дружно мы жили только с «текстилями». Но если появлялся на танцах в городе, меня отводили в кусты и без разговоров сразу били. Так же и мы поступали с «чужаками».

Сегодняшним участникам проекта Андрею ЮШИНУ, заместителю начальника по безопасности Ивановской геологоразведочной экспедиции, и Геннадию КНЯЗЕВУ, депутату Канского райсовета, мы дарим постеры с группой «Битлз». Фото Андрея САЛТЫКОВА.

Однажды наших ребят отметелили городские. Вечером мы собрались, человек 90, и пошли разбираться. А кто-то стуканул в милицию. Нас окружили милиционеры с дубинками и повели в ОВД. Я в то время уже учился в институте, и если бы попал в этот «замес», меня бы автоматически отчислили. Говор Ю: «Ну, мужики, я влетел». Парни предложили план моего спасения. Не доходя до ОВД, я толкнул одного из своих друзей - тот упал на милиционера, а я перепрыгнул через них и побежал. Пролетел через коммунальный мост, и догнать меня было нереально: штиблеты полопались и слетели, от носков остались лохмотья.

Ю: - У меня тоже есть история на эту тему. Я учился в МВТУ

им. Баумана вместе с Лешей Гуськовым, известным актером - фильмы «Граница. Таежный роман», «Классик». На четвертом курсе мы в общежитии отмечали защиту курсовых. И когда в комнату зашел начальник оперативного отряда и стал права качать, Леша ему надавал как следует. За что был исключен из комсомола и изгнан из института. Так что ракетчиком Гуськов не стал, зато стал знаменитым артистом России - так судьба распорядилась.

* Как сказано в Википедии, в 1969 году во Франции, в Каннах, этой группе вручили приз за самое большое количество продаж пластинок. Такой же приз получила на этом фестивале и группа «The Beatles».

Если у вас есть что рассказать о краслаге в Канске, канском аэропорте, советской торговле и общепите, про жизнь на селе, интересные факты о промышленных, сельских предприятиях города и района, об образовании и здравоохранении, если есть фото того времени - звоните по номеру 3-29-95.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить