Школьный портрет в интерьере

Школьный портрет в интерьере

Практически у каждого из нас есть в семье школьники. Мы следим за их успехами, проверяем дневники, иногда (!) ходим на родительские собрания, слушаем рассказы детей о школьной жизни. Сегодня предлагаю посмотреть на систему школьного образования шире, понять общую ситуацию, тенденции, а, возможно, найти в чем-то для себя подсказку.

Еще немного - и канское образование может праздновать своеобразный юбилей - 10 тысяч учащихся! А пока 1 сентября сели за школьные парты 9967 ребят. Это на 200 человек больше, чем в прошлом учебном году.

Недобор и перебор

Для начала запомним, что в Канске всего 18 школ, пять из них - девятилетки. Так называемых статусных всего три: гимназии №№ 1 и 4, лицей № 1. По понятным причинам в эти учебные заведения стремятся определить своих детей многие родители. Но статусные школы не резиновые и тоже не имеют права нарушать правила наполняемости классов. Сейчас эти правила не те, что были в недавнем прошлом. Так, если раньше по САНПиНу учеников в классе должно быть не больше 25, то сейчас считают не учеников, а квадраты: на каждого ученика в классе должно приходиться не меньше 2, 5 квадратных метра. То есть, норматив рассчитывается для каждого конкретного кабинета: куда-то можно и 28 ребят посадить, а куда-то только 22, например.

Вообще-то в последние годы школы стараются принять как можно больше учеников, поскольку действует правило «деньги за учеником», что в переводе с «птичьего» означает:

больше детей - больше финансирование. Выходит, недобор - плохо, перебор - тоже плохо, вот директорам и приходится лавировать, находить золотую середину.

А как первоклашки?

Помните, в начале года, где-то в феврале, когда началась запись детей в первые классы, в России, в том числе и в нашем крае, многие родители будущих первоклассников стояли ночами в очередях, чтобы записать ребенка в хорошую школу. По новым правилам сейчас все школы обязаны в первую очередь принимать детей по прописке, а на оставшиеся места, если таковые будут, - всех желающих. У нас в городе ситуация с записью в первые классы была не критичная, но некоторые трудности все же были. Так, например, в гимназии № 4 из-за переполненности классов шестерым родителям было отказано в приеме детей. В управлении образования, куда родители обратились, приняли решение открыть в гимназии дополнительный класс, который очень быстро наполнился учениками до нормы.

Впрочем, с первоклашками бывает и иначе. Есть, оказывается, родители, которые, напротив, не хотят отдавать детей в статусные школы. Трезво оценивая способности своего первоклассника, они понимают, что ребенку там будет трудно и некомфортно учиться, что он может просто не освоить программу. Кстати, так часто и бывает, и спустя время родителям приходится переводить детей их статусных школ в обычные. В этом году, например, были дети, по прописке имеющие право учиться в лицее, но захотевшие идти в 19-ю школу, и той пришлось открывать дополнительный класс, пожертвовав учительской.

Фото из архива «КВ».

Лучше раньше

Если говорить о полной и неполной загруженности школ города, то легче назвать малочисленные: это №№ 17, 8 и 20. Одиннадцать школ работают в две смены - почти 1800 ребят ходят в школу с обеда. И это число по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем на 70 человек.

Даже в такой большой школе как третья почти 200 ребят учатся со второй смены: Северо-Западный - спальный и все еще строящийся микрорайон. И едва ли Канск сможет выполнить задачи, поставленные правительством страны, касающиеся избавления школ от вторых смен к 2020-му году. Пока в городе не будет нужного количества школ, этого не случится.

Какое же количество нам требуется? В целом Канску необходимо еще как минимум три школы: в Северо-Западном микрорайоне, зарельсовой части города и в центре. И в перспективе до 2030 года запланировано строительство новых школ. Уже сегодня в районе 21-й и 22-й школ чувствуется напряженка. И самое печальное - строительство новой школы № 21, которую обещают открыть к началу следующего учебного года, едва ли улучшит ситуацию. Дело в том, что она рассчитана на 550 мест, а в школе уже сейчас учатся около 700 ребят. То есть, новое здание даже не перекроет собственные потребности этой школы. А уж других школ ребята точно не смогут здесь учиться.

Правда, статистики пугают очередным демографическим спадом: по их прогнозам, два-три года назад начавшееся увеличение числа детей семилетнего возраста продлится недолго, а потом цифры начнут уменьшаться. Но в нашей стране, думаю, не стоит уповать на прогнозы: строительство новых школ - дело такое сложное и долгое, что пройдут и пики рождаемости, и спады... Так что лучше начать заранее.

Каждый четырнадцатый

Что такое ОВЗ? В последнее время очень часто мы слышим эту аббревиатуру применительно к детям и в частности - к школьникам. Это дети с ограниченными возможностями здоровья: с ослабленным зрением, слухом, нарушением речи, с задержкой психического развития. .

Из общего числа учеников города (а это, напомню, почти 10 тысяч человек) 705 - с ограниченными возможностями здоровья и учатся по адаптированным образовательным программам (по сравнению с прошлым годом число таких детей увеличилось почти на сто - такие вот темпы). Страшно подумать: каждый 14-й школьник у нас - с ОВЗ?!

Но и это еще не все. Из 705 ребят с ограниченными возможностями здоровья 495 - с нарушением интеллекта. Раньше их учили в коррекционной школе, сейчас перевели в обычные.

Отдельная строка - дети-инвалиды. Их в Канске на начало года 112 человек. Кто-то из них учится в классах ОВЗ, кто-то - в обычных.

Спецклассы

Базовые знания предметов - это хорошо, но кому-то их недостаточно. Такие ребята, их 1600 человек, учатся по углубленным программам. Кроме «профиля» и классов с углубленным изучением предметов, вот уже третий год в Канске существуют так называемые специализированные классы: два математических - в гимназии № 4 и три инженерно-технологических - в лицее № 1.

Здесь не только учебный план, но и вторая половина дня подчинена задаче подготовки специалистов. На эти классы - особая ставка, и очевидно, что выпускники таких классов без проблем поступят в вузы. В спецклассы принимают на конкурсной основе ребят из любых школ города, по пока там учатся, в основном, ученики своих школ. Отзывы родителей о спецклассах разные: от очень хороших («полезно, есть результат») до жалостливых («перегрузка, детей жалко»). Но в любом случае из таких классов не уходят. А промежуточные результаты видны уже сейчас: практически по всем предметам, которые сдавали в 9-м классе дети из спецклассов, результаты выше среднегородских.

Куда ведут амбиции?

Есть еще один сегмент в системе школьного образования Канска - домашнее и семейное обучение. И это вовсе не одно и то же, как кажется на первый взгляд.

На домашнем обучении числятся 37 больных детей: учителя ходят к ним домой, но такие ученики занесены в школьные списки. Совсем другое дело - семейное обучение.

Ребенок в школе не числится, и все обязательства по его обучению берут на себя родители.

В Канске, в основном, это тяжелобольные дети, у которых к соматическим заболеваниям прибавляются тяжелые интеллектуальные нарушения. И если эти дети не претендуют на получение аттестата об основном образовании, то могут не проходить даже промежуточные аттестации.

Но есть случаи, правда, единичные, когда дети абсолютно здоровы, но родители по каким-то причинам не отдают их в школу и учат сами. Это семейное обучение. И чтобы получить документ об образовании, такие дети при переходе из класса в класс обязаны сдавать промежуточную аттестацию. Причины семейного образования разные: школа расположена далеко, религиозные соображения, амбиции... Зачастую подобные эксперименты не приводят к желаемым результатам и родители возвращают детей в школу.

Об иностранцах

И напоследок - о числе иностранных учеников в школах Канска. Всего их 52. Больше всего ребят из Таджикистана (18 человек), из Армении - 14, Азербайджана - 5, Узбекистана - 4, Украины - 3, Казахстана - 2, Молдавии и Грузии - по одному, один ученик с двойным гражданством. Все ребята рассредоточены по разным школам, самые густонаселенные иностранцами - школы № 18 (18 человек), школа № 2 (10 человек) и школа № 7 (7 человек). Понятно, что цифры время от времени несколько изменяются, но в целом картина именно такая.

Миграционные процессы летом 2017 года:

Выбыло в школы города 158 человек.

Выбыли в школы края 111 человек, прибыло из школ края 102.

Выбыли в школы России 39 человек, прибыло из школ России 34.

Выбыло в страны зарубежья 6 человек, прибыло из стран зарубежья 6.

Евгения Рева, главный специалист управления образования Канска:

- Данная статистика собирается для того, чтобы иметь возможность влиять на ситуации, принимать различные управленческие решения. Например, из цифр видно, что в школах растет количество детей с ОВЗ - значит, что нужны дополнительные, так называемые узкие специалисты: логопеды, дефектологи, психологи. А если речь идет об углубленном изучении предметов - решать, есть ли необходимая материально-техническая база, кадры, оборудование.