Дело Пожарского

Куда исчез первый директор Канского краеведческого музея?

Александр ПОЖАРСКИЙ. Фото из архива музея.

Если говорят об основателе местного музея, то чаще всего на слуху имя Каргополова. Однако первым настоящим директором и практически создателем музея в его привычном виде был Александр Пожарский. Он возглавлял Канский краеведческий с 1926 по 1935 годы прошлого столетия. После ареста в 35-м году пропал, с тех пор исследователи не могут установить дальнейшую судьбу первого директора музея.

Художник, скульптор, журналист

Пожарский приехал в Канск в 1926 году. До этого он жил и работал в Томске. Что его занесло в наш город, был ли это ветер революции или какие-то другие причины, сейчас сказать сложно. Исследователи, в числе которых научный сотрудник музея Светлана Хмырова, пока не выяснили, чем был заполнен «доканский» период в жизни Пожарского. С изображением Александра Степановича в музее сохранилось не так много фотографий. Вот Пожарский на фото с выпускниками совпартшколы (третий справа во втором ряду мужчина с усами). Возможно, он преподавал в ней. Тогда в таких школах готовили управленцев для промышленных и сельхозпредприятий.

2-й выпуск Канской горсовпартшколы 1928-1929 года. Фото из архива музея.

В дореволюционное время Александр Степанович был художником, скульптором и журналистом. В Канском музее он оставил несколько зарисовок городских пространств и скульптуру древнего человека. Скоро этой небольшой фигурке с тушей медведя на спине стукнет сто лет. Сделал ее сам первый директор музея, увлекающийся краеведением.

Фото из архива музея.

К слову, это и могло подвести Пожарского к дальнейшим репрессиям. Светлана Рудольфовна отмечает: «В 30-х годах начали уничтожать систему краеведения в стране, было ликвидировано центральное бюро краеведения, которое курировало все системы общественных организаций и краеведческих объединений. Во многих городах музеи были центрами притяжения старой интеллигенции. Это были люди, которые не захотели, не смогли принять законы нового времени. Рано или поздно их репрессировали. Одним из таких несчастных и стал Пожарский».

Базарная площадь. Рисунок ПОЖАРСКОГО. Фото из архива музея.

Музейная книга

Свидетельств о том, что Пожарский работал в местных газетах, к сожалению, нет. Но его небольшие записи сохранились в музейной книге. «Рабочая книга музея - это весь административный архив в одной книге. Тут и приказы, и отзывы посетителей, и фиксация заработка музея в день. Есть интересные отзывы, в том числе и такие, которые могут объяснить, почему Александр Степанович был репрессирован. Под это, можно сказать, подводилась целая база», - отмечает Светлана Рудольфовна.

Вот, например, отзыв командира взвода Каминского: «Посмотрел экспозицию. Радостное и одновременно удручающее впечатление. С одной стороны: по размерам города - богатство оборудования, особенно фауна края. Несколько бедна витрина истории революционного движения, и совершенно отсутствует отражение современного развития района. С другой стороны, полнейший хаос: бюсты революционных деятелей разбросаны и буквально перемешаны с клыками мамонта и другими скульптурами изобразительного искусства». Совершенно очевидно, что такие отзывы не были на руку тогдашнему директору музея.

Фото из архива музея.

В 1935 году, когда Александру Степановичу был 61 год, его приговорили к восьми годам лагерей с поражением в правах и конфискацией имущества. Обвинение в том, что «на протяжении ряда лет систематически занимался пропагандой, содержащей в себе призывы к свержению Советской власти», в те годы было весьма популярным. С тех пор о Пожарском нет никаких, даже отрывочных сведений.

 
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить