Баннер 01 GIF

Дороги войны и мира

Дороги войны и мира

Мы уже рассказывали о фронтовике Владимире Ефремовиче Олейнике. Великую Отечественную войну он начал машинистом самоходной установки, защищал Родину на втором прибалтийском фронте, а после победы повоевал еще и на востоке с японцами.

Владимир Ефремович вспоминает прошлое. Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Теперь мы снова встретились с Владимиром Ефремовичем, который вспоминает о жизни в Канске до и после войны.

Дети раскулаченных

Мы жили на Украине, в Винницкой области. В мае 1936 года моего отца раскулачили и, как обычно, сослали в Сибирь. Нас у матери было шестеро детей, причём, кроме меня остальные все были девочки.

Один заядлый коммунист - Губань - позарился на наш дом. Хотя люди в селе были не против, чтобы мы там жили и работали. Но нас всё равно погрузили в вагон и увезли. Хотя дед мой был красным командиром.

Помню канский вокзал, не вокзал, а вокзалишко, деревянный, маленький. А отец был в Красноярске. Он там уже нашел себе другую жену. Так мы с ним и не увиделись. Когда началась война, он с сыном «пошел путешествовать» по Украине. Нет, не воевал он там...

С родных мест - в сибирский Канск

Решили перебраться в Канск, где жила отцова сестра, которую с мужем сослали ещё раньше. Они согласились нас всех принять. У них вообще не было детей.

Помню канский вокзал, не вокзал, а вокзалишко, деревянный, маленький. А отец был в Красноярске, но он там уже нашел себе другую жену. Так мы с ним и не увиделись. Когда началась война, он с сыном «пошел путешествовать» по Украине. Нет, не воевал он...

Здесь были ворота на лесозавод, и тут погиб Баранов. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

Жили в 4-м бараке, всемером, в районе Гавани. Там было четыре барака и построенные людьми избушки. Метрах в 500-х от нас располагался лагерь для заключенных. В этом Краслаге работали «на лесе», например, изготовляли шпалы, рейки. А далее - в теперешнем поселке Строителей стоял Енисейлаг.

Сафьян

Мама пошла работать на лесозавод. Там ей по дешёвке выписали пиломатериал. И мы построили себе домик на улице поселковой. Сейчас она называется улица Ушакова. Уже была улица Красноярская, и наш дом от нее был третий.

В Енисейлаге жил такой зек Михаил Сафьян. Грамотный, образованный, очень хороший мужик. Его назначили начальником строительства. Он был руководителем, но за ним везде ходил и ездил конвой!

На стройке не было гвоздей. С Сафьяном придумали, как их делать самим, освоили производство. Получались крепкие четырехгранные гвозди.

Скверик БАРАНОВА. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

Сафьян сидел по политической статье. Как и многие другие известные деятели этих лагерей. Тут и генералы сиживали. Их потом на фронт забрали, они целыми частями командовали. Особенно когда туго под Москвой пришлось.

Незадолго до начала войны начали строить гидролизный завод. Его строительством также руководил Сафьян. Потом его отозвало сибирское строительно-монтажное управление на другие стройки. Таких людей, добрых и строгих одновременно, таких начальников я больше не встречал.

Мы нашли информацию о Сафьяне. Это оказался действительно интересный и заслуженный человек. Звали его на самом деле Мордух Хаимович Сафьян. Родился в 1907 году, а умер в 1982-м.

Окончил МГУ им. Ломоносова, работал на Горьковском автозаводе, арестован в 1938 году. Приговорен особым совещанием по статьям 58-7, −11 к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.

Награждён орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Работал в аппарате министерства лесной, целлюлозно-бумажной деревообрабатывающей промышленности консультантом по вопросам строительства. В честь него названа улица в Архангельской области.

Баранов

Был такой прораб Баранов, очень хороший человек был. Под его руководством делали скверик, который сейчас называют «сквер БХЗ». Потом он погиб. На улице Эйдемана, где сейчас управление Роспотребнадзора и продуктовые базы, там были ворота лесозавода.

Самоходная установка СУ-76, которой на фронте управлял герой нашего материала. Самоходка выполнена на базе легких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками. Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. По шоссе могла развивать скорость 44 км/ч.

В его бригаде был глухонемой. Они чем-то занимались на железнодорожных путях у ворот завода. Шел маневровый паровоз. Баранов подскочил, чтобы столкнуть с путей глухонемого, который не слышал шум надвигающейся опасности. Его спас, а сам попал под шатуны паровоза. Долгое время скверик звали «барановским».

Война и армия

В 1942-м году меня призвали в армию, нас собрали на станции Заозерная. Жили в землянках. Я учился на снайпера. В январе 1943-го всех перевезли в Канск, в ботиночках и шинелях. Мороз был за 40.

Поселили в клубе мелькомбината, который даже не топился. Нас, курсантов, было около тысячи. У меня там появился кореш Витька, я предложил ему махнуть в дом к сестре, километра четыре. Страшно замерзли, пока шли.

Долго стучались в дом, потому что непрошеным гостям не открывали. Было в Канске много случаев, когда бандиты врывались в дома и обирали квартиры. Я стал стучать, называть имена родственников. Меня узнал, увидев в окно, её сын. С того дня у меня до сих пор пальцы ног помнят обморожение.

Анатолий, сын Владимира ОЛЕЙНИКА, показал нам место старого дома его отца и ограду, фрагмент которой сохранился до сих пор. Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Утром рано отправились на место дислокации, но нас не пустили обратно, отправили в военный городок, в городке тоже не приняли. В конце концов нас поместили в большом двухэтажном здании по Краснопартизанской, распределили по ротам. В Канске были до лета. Отсюда уже уехали специалистами, снайперами.

Но всё равно попал в танкисты, потому что приехал человек из московской школы танкистов и начал нас вербовать. Требовались трактористы, шофера, чтобы переучить на танкистов. Так я и стал машинистом самоходной установки СУ-76. С техникой войну и «проехал».

Ближе к земле

Запомнился день, когда после победы сбросили японский флаг на занятой территории. Он был закреплен очень высоко. Никто не мог подобраться. Один солдат взялся залезть. Командир пообещал не остаться в долгу и выполнить его пожелания. Когда солдат, при помощи веревок как-то дотянулся до флага и кинул его на землю, прогремел залп четырех орудий.

«Эмка», на такой машине, видимо, ездил бывший зек Сафьян. ГАЗ М-1, «Эмка» - советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год. В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров.

Моего непосредственного начальника перевели в Китай. Я поехал вслед за ним, будучи его водителем в порт Дальний. Однажды я помог ему пронести отличный нож, финку, через таможенный досмотр перед самолетом. Он ее мне подарил.

Руководство предлагало оставаться, делать военную карьеру. Командир сказал: «Езжай домой, оглядись там. Если что - шли телеграмму или пиши письмо, я тебя сразу вытащу к себе».

Я с Сахалина

Демобилизовался и приехал в Канск. Когда шел с вокзала, в форме и с чемоданами, девчата так и липли. Кто ты, откуда ты?... Говорю им: «Я солдат, с Сахалина. Больше ничего вам не скажу».

Дома никто не знал, что я приехал. Пешком шел. Там, где сейчас виадук через железнодорожную магистраль (улица Эйдемана), был просто переезд. Очень много аварий случалось в том месте. По пути первой жила сестра. К ней и зашел. Пока сидели, все, даже родственники в Ашкауле, прознали, что я в Канске. Что тут началось! Восемь лет я был на службе.

Демобилизовался и приехал в Канск. Когда шел с вокзала, в форме и с чемоданами, девчата так и липли. Кто ты, откуда ты?... Говорю им: «Я солдат, с Сахалина. Больше ничего вам не скажу».

Бесконвойный начальник

Устроился на работу в СибСМУ шофером. Когда я вошел в кабинет Ткаченко, заведующего гаражом (тоже заключенный, сидел 10 лет), он, как сейчас помню, встал из-за стола, протянул мне руку: «Будем знакомы. Как вы? Шофером? Хорошо!». Меня встретили как фронтовика.

Владимир Ефремович ОЛЕЙНИК. Фото Сергея КОНДРАТЬЕВА.

Сначала водил полуторку. Как-то ночью во время моего дежурства звонит Сафьян. Просит приехать за ним. Но только не на его Эмке». Отвез его домой на Краснопартизанскую. Для меня это было событием. К этому времени Сафьян был уже бесконвойный, выписал сюда жену.

У него была тут жена и две дочки. После смерти супруги её место заняла Софья Ипполитовна, тоже еврейка и из заключенных. Трудилась инженером по электрике.

Потом мне выдали грузовик ЗИС-150. Пришлось к машине приложить руки, сделать ее по уму. Возил строительные материалы, в том числе лес. А потом попал к Сафьяну. Его возил какой-то бывший зек на «Эмке», ГАЗ-М1, он ушел в отпуск. Меня к нему устроил Ткаченко. Я стал словно его адьютантом.

Помню, как он учил девушек штукатуров-маляров. Мы вошли в комнату, где одна из них работала мастерком и плавно распевала «Калинку-малинку». Он взял её мастерок и сказал: «Чтобы выполнить норму, нужно делать вот так». И начал быстро водить рукой и ускоренно петь «Калинка-малинка-калинка-малинка». А потом из отпуска вернулся водитель Сафьяна, которого я подменял.

Пришлось вернуться на прежнюю машину. Впереди был еще большой трудовой путь. Но это уже другая история.