Учитель должен видеть результат

Учитель должен видеть результат

Преподаватели школы Канской воспитательной колонии приняли участие в конкурсе инноваций в образовании (КивО) в Москве. Команда из Канска с успехом прошла все испытания и по оценке экспертной группы была признана лучшей.

Фото из архива КВК.

Конкурс организован Институтом образования НИУ ВШЭ и «Рыбаков Фонд» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Валентина Карапчук и Галина Геросьянова, представлявшие школу КВК на этом масштабном конкурсе, вышли в финал. Чем в Москве поразили коллег педагоги из Канска - об этом и многом другом Галина Геросьянова рассказала «Канским ведомостям».

И конкурс, и школа

- Конкурс проходит в три этапа. Нами был написал проект, после чего подали заявку на его рассмотрение, - рассказывает Галина Николаевна. - Проект называется «Методика обучения разновозрастных учащихся в учреждениях пенитенциарной системы». Научным руководителем проекта является Минова Маргарита Васильевна, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского института повышения квалификации. Скоро мы узнали, что вышли в полуфинал. Из 601 заявки выбрали 28 проектов. В том числе и наш.

На конкурс в этом году поступили проекты из 151 города и 15 стран. Отбор проводился в ходе заочного и очного туров панелью из 120 экспертов в области образования, управления инновациями и предпринимательства.

На втором этапе проект представляла команда: директор школы Валентина Карапчук и учитель физики Галина Геросьянова. Они приняли участие в летней школе, проходившей в Москве 24-28 июня, на которой им предоставили возможность доработать проект. На данном этапе оценивалась не только идейная составляющая проекта, но и работа самих участников.

Фото из архива КВК.

24 команды из Омска, Екатеринбурга, Владивостока, Казани, Йошкар-Олы, Орловской области, Новосибирска, Удмуртии, ЯНАО, Ростова-на-Дону, Москвы, Смоленска, Астрахани, Санкт-Петербурга на три дня окунулись в школьные будни.

- В первый день прошло открытие летней школы, на котором выступало много интересных участников, - вспоминает Галина Геросьянова. - Например, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании НИУ Высшей школы экономики Анатолий Каспржак, руководитель образовательных конкурсов «Рыбаков фонда» Виктор Ивинский, директор по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник» Екатерина Латыпова.

Но это не всё из того интересного, что случилось в первый день. Выступающим дали по минуте, чтобы рассказать о своих проектах. После выступления педагогов из Канска по лицам в зале читалось: «Ну это же ваша внутренняя специфика, это ваши проблемы». Еще бы, таких учеников на всю Россию не наберется и двух тысяч.

- Нас это очень сильно задело, - рассказывает Галина Николаевна. - Мы сказали, что, да, это наши проблемы. Но когда эти люди освободятся, сядут за одну парту с вашими детьми и внуками, это могут быть уже ваши проблемы и проблемы ваших детей. Кажется, после этого отношение к нам и к нашему проекту начало меняться.

Во второй день прошла серия лекций и мастер-классов от экспертов «Рыбаков Фонда», Открытого университета Сколково (ОтУС), ЦСИО СОЛь/SOL Center, Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, «Алгоритмики» и не только. Лекцию «Проектное управление в образовании» прочитала Екатерина Морозова, директор Открытого университета СКОЛКОВО.

Мастер-класс «ProjectManagement: немного о проектах и особенностях их ведения» провела Наталия Тюшкевич, директор конкурсных программ «Рыбаков Фонда».



О том, как изменить мир и выжить, (как придать образовательному проекту социальный контекст), рассказал Андрей Андрусов, заместитель директора Центра Содействия Инновациям в Обществе «СОЛь».

Питч мастер-класс показал Иван Терёхин, бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ, ментор.

О настоящем и будущем информационных технологий рассказал Константин Винников, представитель компании HelloWorld.

- На летней школе нас должны были научить сделать проект таким, каким он должен стать. Обучение проходило в непривычной форме. Мы пришли с мыслями о том, что сейчас, дескать, будут лекции, и главное на них - не уснуть, учитывая разницу во времени, ведь мы только вчера прилетели в Москву. На деле всё было настолько круто, что быстро стало не до сна. На нас обрушилось столько всего нового, включая новую терминологию, которой многие участники свободно оперировали. Отдельно хочется сказать о модели «образование плюс бизнес», о которой говорилось очень много. Для нас это было открытием. Разве так можно? Но у выступающих это так хорошо укладывалось в гармоничную картину! И это немного огорчило.

Отсидеться не получится

- Почему огорчило?

- Да потому что наш проект точно не про бизнес. На наших учениках прибыль никакую не получишь однозначно. Наши воспитанники приходят к нам с очень низким уровнем образования и находятся здесь непродолжительное время. Получается, что он там, на школьной скамье, просидел, его ничему не научили. И здесь он просидел несколько месяцев и вышел такой же. Нас такой вариант не устраивает! Настоящий учитель должен видеть хоть какой-то результат работы. Классно-урочная система нам не подходит. Многие годы старались придумать новые методики. Поняли, что лучше, когда ученик работает в коллективе, используем взаимосвязи с другими учениками, учителями. Тем самым он обучается. Ведь специфика нашей школы в том, что ученик приходит, садится за парту, чтобы отбывать наказание. Он делает вид, что слушает, но ничего не слышит. Благодаря новой методике, он не ограничен во времени, не ограничен классом, предметом, а сам выбирает предмет, где и с кем будет его изучать. Отсидеться не получится: кто-то подойдет и скажет, что они работают в паре. Придется что-то делать. Если учащийся может сказать учителю, что я ничего не понимаю, не знаю, то сверстнику сказать такое уже труднее.

Фото из архива КВК.

В третий день у участников летней школы прошла «экспертная труба». Это четыре сессии форсированных экспертных консультаций, после которых полуфиналисты вышли с новым видением своей команды и проектов.

- Мы прошли четыре аудитории, в каждой находились эксперты, которые подвергали такой критике и испытаниям наш проект, что казалось: пора вообще уезжать уже! В каждой следующей аудитории мы снова рассказывали о проекте, но уже с учетом услышанного на предыдущем этапе. И так каждый раз. К последней аудитории наш проект уже сильно изменился. Если бы мы не слышали столько замечаний и советов, такую работу было бы невозможно провести, конечно.

Питч-сессия

И в последний день - финальная питч-сессия, которая прошла в Общественной палате Российской Федерации.Команды предстали перед жюри для отбора участников в финал КИвО, который состоится в октябре 2019 года в рамках форума «Открытые инновации».

Членами жюри были: первый заместитель председателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Дудова, вице-президент группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова, руководитель программы финансовой грамотности благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Екатерина Трушина, глава экспертного направления «StrategyPartners» Сергей Лозинский, директор по стратегическому развитию образовательной компании «Максимум» Максим Сигал. Кстати, Максим удивленно воскликнул после выступления канских участников: «Это первый проект, который ничего не просит, а сам предлагает помощь в организации!». По этому поводу учителя из школы уверены, что если это получается в колонии, то в других, обычных школах, реализовать такую методику, как говорится, сам бог велел.

Большинство проектов, прошедших в полуфинал, было направлено на преодоление недостатков и решение проблем формальной системы образования. Речь шла, например, о новых подходах к инклюзивному образованию, о развитии метапредметных навыков, об улучшении цифровой грамотности педагогов, формировании индивидуальных траекторий каждого ребенка.

Полуфиналисты прошли акселерационную программу с участием ведущих экспертов в области образовательных технологий, социальных инвестиций и проектного управления. Им предстоит доработать проекты с учетом замечаний. По оценке экспертов, качество проектов-полуфиналистов было выше, чем в предыдущие годы.

- Наша команда с успехом прошла все испытания и по итогам оценки экспертной группы была признана лучшей, - говорит Галина Николаевна. - И вот наша команда вышла в финал - 10 команд из 28. Во время финала будет определен победитель - получатель специального travel-гранта для презентации проекта в любой точке мира. Победителя выберет жюри после сессии питч-выступлений 10 финалистов конкурса, прошедших акселерацию на летней школе КИвО.

- За три минуты нужно представить широкой общественности то, каким будет наш проект. При этом, его реализуют не зависимо от того, будет ему оказана финансовая поддержка, или нет. Три минуты, ни секундой больше! Это очень сложно. Было бы идеально, если бы в Москве нашелся наш бывший воспитанник, это помогло бы наглядно продемонстрировать, что нам удается донести до ребят через положительные примеры: на их проступке жизнь не заканчивается.

Также свои номинации и победителей в них объявят партнеры конкурса: группа компаний "Просвещение"; корпорация "Российский учебник", РВК, благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее" и другие.

Финал состоится 21 октября в Инновационном центре "Сколково" в рамках форума "Открытые инновации".

Какие были проекты?

Так, например, ученики 8-11 классов из удмуртского села Сигаево разработали проект «Равный равному. Школа участников дорожного движения». Это серия пособий, помогающих освоить правила дорожного движения детям с ограниченными возможностями здоровья.

А команда из Ростова-на-Дону создала сеть детских садов «Разумейка», где акцент делается на укреплении здоровья детей.

Среди проектов есть инновационные интернет-платформы. Авторы проекта «Нам песня studyandlive помогает» из Москвы разработали сайт для изучения иностранного языка с помощью текстов песен. Они уже разместили пробные материалы по -английскому, немецкому, французскому и итальянскому языкам.

«Жажда знаний» - поисковик для подбора учебных курсов. Придуман командой из подмосковного Железнодорожного: на сайте можно подобрать курсы для освоения конкретной профессии или улучшения тех или иных навыков.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить