Взгляд через столетия и решетку

Взгляд через столетия и решетку

В Канской воспитательной колонии сняли фильм про декабристов, роли исполняли несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в колонии, и даже её руководство.

Кино для декабря

Премьера фильма «Декабристы: взгляд через два столетия» состоялась еще в конце прошлой недели. На первом показе побывал корреспондент «Канских ведомостей».

Фото предоставлены Канской воспитательной колонией.

Если честно, я не ожидал такой киноработы от создателей. Да, сняли фильм, уже не первый раз такое, да, пригласили большое количество представителей власти, культуры, образования, прессы и многих других. Что ж, мы многое уже видали. Но фильм оказался действительно занятным. И вместо оценки киноработы скажу сразу, что после просмотра. (уже даже во время его), мне сильно захотелось почитать что-то про декабристов, про которых последний раз я слышал, может быть в школе, а еще понял, что обязательно в ближайшее время пересмотрю фильм «Звезда пленительного счастья». В те далекие уже годы, когда я смотрел этот замечательный фильм, я еще так мало знал о любви и государстве, о том, как вообще устроено общество. Обязательно гляну и вам совету. А если меня потянуло на тему декабристов значит не зря люди делали в воспитательной колонии этот фильм, значит у них, как минимум, получилось заинтересовать, заразить, так скажем, интересом.

Фильм удивил, прежде всего, качественной картинкой, красочной, «вкусной», если так можно сказать. Без китча. Отдельно заметим, что режиссер работал с непрофессионалами, и об этом тоже нужно помнить, когда смотрите работу.

Воспитанники колонии приходят в канский музей на экскурсию, и, будучи максимально далекими от истории и декабристов, ловят интерес, азарт, начинают постоянно говорить о тех странных людях, офицерах, элите, которая, будучи сытой и более чем обеспеченной, поставила на карту всё, чтобы поменять свою страну к лучшему. Парни так вживаются в образы, что мы уже видим на экране самих декабристов, в которых перевоплотились осужденные. Они примеряют на себя жизнь той эпохи, легко и образно находят в сегодняшнем дне аналогии. Здесь много линий и ассоциаций, намеков и даже юмора, словом, всего того, чего я лично, почему-то не ожидал от этого показа. По конец и вовсе авторы фильма замахнулись на философский вопрос - кто они, эти декабристы: патриоты страны или преступники, которые пошли против закона. Перекличка с современными реалиями, может быть, заставили создателей быть осторожнее, и не «ходить по тонкому люду». Удалось ли им сами ответить на поставленный вопрос или концовка осталась открытой?

Фото предоставлены Канской воспитательной колонией.

Наверное, эти задачи должны выполнять профессиональные киношники. А вот авторы этого фильма сделали, надеюсь, очень важное дело - они заинтересовали самих исполнителей. Наверное, у них внутри не могло не шевельнуться что-то. Ведь есть другая жизни, огромный мир, и жизнь намного интереснее и сложнее, чем им, возможно, казалось раньше.

Премьерная неделя

Прошла неделя и уже в в Красноярске прошла премьера фильма о декабристах. В Центре культурных инициатив состоялся премьерный показ. Там так же, как и в Канске, кино было встречено аплодисментами и вызвало активное обсуждение.

Нужно сказать, что кинокартина была создана в рамках социокультурного проекта «Кино равного доступа», реализованного при поддержке министерства культуры Красноярского края, Юридического института СФУ, Канского краеведческого музея и Канского морского кадетского корпуса.

Команда

Именно руководитель киностудии кадетского корпуса Борис Яньков стал главным оператором-постановщиком фильма. На протяжении всей работы, он нет-нет, да привносит свои «фишки», предлагал героям «заговорить» по-другому, а на премьере признался, что последние штрихи были внесены чуть ли не под утро перед премьерным показом.

Режиссером-постановщиком выступила руководитель театральной студии «Небо» Канской воспитательной колонии Лариса Хамина.

Съемки фильма проходили в колонии в течение двух месяцев. Роли участников событий декабрьского восстания 1825 года сыграли осужденные. Для них устраивали кастинг, подбирали для ребят образы.

- Я играл Петра Ивановича Фаленберга. Прежде чем погрузиться в роль, мы совместно с нашими наставниками изучили особенности правовой и политической системы Российской империи, документы, связанные с историей движения декабристов, раскрывали характерные черты декабриста как человека, офицера, дворянина первой четверти XIX века. Уже потом только начались съемки фильма. Было сложно, потому что я впервые снимался в кино, приходилось делать несколько дублей. Несмотря на все трудности съемочного процесса, мне было очень интересно в нем участвовать. Я чувствовал большую ответственность за свою роль, и, думаю, что у меня получилось, - поделился впечатлениями воспитанник КВК Сергей П.

Воспитывать через кино

Идея создания фильма принадлежит директору школы Канской воспитательной колонии Валентине Карапчук и директору Канского краеведческого музея Ларисе Малюченко.

- Участие в съемках способствовал формированию у наших ребят таких качеств личности как инициативность, ответственность, критическое мышление, креативность, способность к ценностному осмыслению настоящего через освоенный опыт прошлого. Погружение подростка в духовный мир своего героя, дал ему первый опыт освоения норм поведения, определяемых не воспитателями, а заложенных в той роли, которую ему предстояло исполнить в фильме, - отметила Валентина Карапчук.

Фото предоставлены Канской воспитательной колонией.

На премьерный показ пригласили красноярских школьников, студентов Юридического института СФУ и несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учетах в органах полиции и уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН. После показа организаторы проекта обсудили со зрителями картину. Подростки смогли задать вопросы о том, как живут воспитанники в колонии, чем занимаются в свободное от учебы время, и какие условия сегодня есть в пенитенциарном учреждении для развития творческой деятельности.

Как подчеркнул один из организаторов мероприятия, председатель Общественного совета при ГУФСИН, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики ЮИ СФУ, доктор юридических наук Александр Назаров, проект «Кино равного доступа» имеет очень важное воспитательное значение как несовершеннолетних правонарушителей, так и для ребят, ведущих законопослушный образ жизни.

- Съемка игрового кино и возможность участия в этом процессе подростков, преступивших закон, - это продолжение реализации и применения на практике в Канской воспитательной колонии идей бессмертного наследия великого советского педагога А. С. Макаренко, - добавил Александр Назаров.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить