Профессии будущего

Наступила пора, когда прошли последние звонки, и одиннадцатиклассники, попрощавшись со школой, должны сделать самый важный выбор в своей жизни - выбрать будущую профессию. Поэтому нынешние выпускники побывали в гостях у студентов Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (СибГУ им. М.Ф. Решетнева).

В лаборатории.

В гостях у будущих ракетостроителей

Ребятам показали модели ракет, которые собирают студенты. Модели проектируют, изготавливают и запускают на различные высоты до 300 метров. Аппараты изготовлены из композиционного материала - стеклопластика, благодаря ему они легкие и устойчивые к осевым нагрузкам.

В головных частях ракет находятся приборные отсеки, в которые помещается аппаратура, разработанная студентами, обучающимися ракетостроению: различные датчики, которые измеряют давление и температуру, вычисляют высоту, на которую поднялась модель ракеты. В приборном отсеке находится видеокамера, которая проводит видеосъемку во время полета.

С помощью ракетного моделирования можно получить опытные данные, сравнивая их с теоретическими измерениями, и делать выводы о механике полета ракет.

В лаборатории, в которую попали абитуриенты, отрабатываются новые технологии нанесения защитных покрытий на элементы и поверхность ракет и космических аппаратов. В космосе они испытывают экстремальную нагрузку: высокие скорости, высокую температуру. Например, когда летит ракета, ее обшивка нагревается до 7 тысяч градусов, и только «супертермостойкое» покрытие способно спасти ракету от разрушения.

Будущим студентам показали даже установку, которая используется для нанесения тонких покрытий с разнообразными свойствами (радиоотражающее, износостойкое) методом вакуумного напыления в безвоздушном пространстве на молекулярном уровне.

В лаборатории.

Еще одна фантастическая конструкция, с помощью которой наносится очень прочное защитное покрытие на внутреннюю часть сопел ракетных двигателей методом плазменного напыления - робот-манипулятор и плазмотрон.

При плазменном напылении сжатый газ проходит через устройство, называемое плазмотроном, разогревается до высоких температур (около 30 тысяч градусов), расплавляет металлический порошок, который также подается в плазмотрон, и напыляет его на изделие. Робот-манипулятор позволяет напылять детали разных размеров и конфигураций.

Школьники познакомились с настоящим автономным роботом

Мехатроника и робототехника - профессия, которая стоит в ТОП-50 профессий будущего. Специалист по робототехнике занимается разработкой автоматизированных технических систем для выполнения сложной, тяжелой или монотонной работы. Так, роботы-манипуляторы выполняют заранее заданные функции, например, сборка в машиностроении. Мобильные роботы (шагающие, плавающие, ползающие или летающие) имеют возможность перемещаться в пространстве для выполнения поставленных задач.

Одно из умений и навыков студента, который изучает мехатронику и робототехнику, заключается в наладке и настройке станков. Вот это учебно-фрезерный манипулятор с компьютерным управлением, действующий станок, на котором можно фрезеровать детали, на нем отрабатывается программа управления движением технологического оборудования.

В лаборатории.

Ребята увидели токарно-фрезерный центр: четырёхкоординатный станок (три рабочие координаты : Х Y и Z, и одна поворотная опция). На этом станке можно выточить с десяток, а то и больше, разновидностей сложных деталей. Именно такое оборудование стоит на предприятиях края.

Удалось ученикам 11 класса познакомиться и с настоящим автономным роботом, разработанным студентами Аэрокосмического колледжа СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Студенты сами его спроектировали, изготовили и запрограммировали. По своей программе: он принимает "заказ" у "клиента", получает его на складе и возвращает оставшийся "товар" обратно на "склад".

В будущем специалисты по мехатронике и робототехнике будут чрезвычайно востребованы в промышленном производстве и транспорте, в сфере развлечений и услуг, других областях, где необходимо заменить или дополнить труд человека, автоматизировать сложные технические процессы. Так что, если старшеклассники выберут эту профессию - без работы никогда не останутся.

Подготовила Ольга Прокудина

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить