Гении и местные

Гении и местные

Три дня в Канске проходил международный фестиваль, который за 15 лет стал известен и в городе, и в России как фестиваль видео. Но как «видеофестиваль» он скоро продолжится - правда, в Москве. В какой форме он останется в Канске и будет ли он тут в будущем, пока доподлинно не известно.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Читать и слушать

28 августа в Канске завершился международный Канский фестиваль, представленный в этом году литературным фестивалем «Зазубрина» и международным архитектурным фестивалем.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

На церемонии открытия глава города Надежда Качан объявила, что, хотя в этом году «частичка фестиваля уехала в столицу нашей родины», фестиваль всё равно останется в Канске: «Думаю, впереди у нас еще очень много замыслов, которые на канской земле обязательно должны воплотиться!». Надеемся, что так оно и будет, ведь над фестивалем стало уже витать некое предчувствие конца. Да и сами организаторы не очень уверены, похоже, нужны ли они здесь со своим фестивалем. А если нужны, то какой части публики?

- А знаете, что самое главное произошло за эти 15 лет? Ты приезжаешь на какой-нибудь крупный международный кинофестиваль, в Берлин или даже Канн, и видишь - там ходят наши, канские. Тех, кто был здесь, сразу выделяешь. Получилась международная команда людей, которые приезжали в Канск и хорошо знают, что такое Канский видеофестиваль. И это невероятно приятно», - заявил почетный президент фестиваля Андрей Сильвестров.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Главной площадкой третьего Канского литературного фестиваля «Зазубрина» вновь стал Канский драматический театр. Все три дня на его сцене с участием его актеров проходили читки драматических и прозаических произведений современных авторов. Красноярский режиссер Андрюс Даряла представил 26 августа после церемонии открытия читку пьесы «Счастье не за горами» кураторов «Зазубрины» Екатерины Троепольской и Андрея Родионова.

Посвященный пермской «культурной революции» текст внезапно завершает рифма с городком Счастье под Луганском, пострадавшем во время военных действий два года назад. «Говорят, если революция проиграла, ее называют мятежом. Я не считаю, что пермская культурная революция закончена, - сказал Андрюс Даряла. - Потому что она, как любая революция, запустила процессы, которые длятся по сей день в других городах».

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Почетный президент фестиваля Андрей Сильвестров представил читку фрагмента пьесы Людмилы Артемьевой «Чудо-Юдо», масштабного проекта на основе хасидских рассказов XVII-XIX веков, с которым жители Канска ознакомились первыми. Через специфику религиозной ментальности, тонкости культуры евреев и бесконечные торги ушлых и бойких мясников можно было всё же разглядеть авторский посыл. Чудо, приход мессии может быть и не вовремя. А когда этому произойти - решает бог.

Рассказ «146 часов», написанный Дмитрием Даниловым в поезде Москва-Владивосток, натолкнул постановщика Екатерину Троепольскую на идею посадить участников читки в условный, смоделированный на сцене отсек плацкартного вагона. На экране компьютера - вид из окна явно российского поезда, атмосферу венчает звук железнодорожного путешествия, бесконечного, как транс.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Об этом и рассказ, об этом и разговор, который состоялся после читки. В ходе нее, к слову, участники, как и полагается пассажирам, ели - вареные куриные яйца, овощи и даже очень аппетитно распили бутылку водки... Все желающие могли стать временными попутчиками, подняться на сцену и «проехаться» немного рядом, прочитав полагающийся ему фрагмент. Листы с текстами вам услужливо передадут, а также и закусить предложат. Обидно только, что в тексте, где описаны многие станции, не было Канска-Енисейского. Автор, когда ехал и писал текст на своем смартфоне шесть лет назад, не подозревал, что здесь как раз и состоится сценическая премьера его рассказа.

Красноярский режиссер Кристина Даурова, обратившись к рассказу Романа Сенчина «День рождения», рассадила зрителей прямо на сцене, словно впустив их на кухню. На этой небогатой кухне две простые женщины, обсуждающие свою судьбу в ожидании вестей из роддома. Это трогательное, жизненное и яркое полотно, хоть и короткое.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

На закрытии фестиваля канские актеры прочитали три рассказа лауреата премии «Русский Букер» Александра Снегирёва: тексты «Двухсотграммовый», «Третья буква» и «Ты у меня доедешь», которые режиссер Ольга Столповская объединила в программу «Мама Сибирь».

Творческая встреча с участниками «Зазубрины» в открывшейся прошлой зимой Канской городской библиотеке имени братьев Стругацких состоялась 28 августа, в день рождения Аркадия Стругацкого. Уроженец Тувы Роман Сенчин ответил на вопросы о своем романе «Зона затопления» и его личном отношении к строительству Богучанской ГЭС.

Дмитрий Данилов рассказал о своей книге «Есть вещи поважнее футбола» и матче между местными командами «Русское дело» и «Катэковец», на котором он побывал накануне. Амарсана Улзытуев вспомнил про своего отца Дондока Улзытуева, классика бурятской литературы, и прочитал стихотворения на русском и бурятском языках. Канцы заверили писателей, что литературный фестиваль необходим городу. Андрей Родионов и Екатерина Троепольская подтвердили готовность и дальше проводить «Зазубрину» в рамках Канского фестиваля.

27 августа Амарсана Улзытуев, Андрей Родионов и Дмитрий Данилов приняли участие в программе «Поэты на площади», почитав свои стихотворения перед арт-объектом Андрея Савина «Колокольня».

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

На следующий день на этом же месте впервые в Канске состоялся открытый поэтический слэм - соревнования 11 поэтов со всего Красноярского края, чье литературное творчество и исполнительское мастерство оценивали зрители, поднимая таблички с оценками. Наверное, не всегда приятно, когда тебя ставят «2», но иначе зачем участвовать в такой битве, если хочешь только похвалы. Для комплиментов есть уютные чаепития. Впрочем, победа и проигрыш - условны, и ничего, по сути, не решают.

Победителем с отрывом стал житель Зеленогорска Алексей Творинский. Он был ярок, свеж, даже дерзок. Но это лишь юмор, стеб - можно себе представить, как участники, читавшие убийственно-патетические стихи про Родину, про бесконечное «люблю-тебя-Сибирь», как такие поэты отнеслись к автору из Зеленогорска с его стихами про «Ролтон» и «Фруктовый сок», а также к его победе с этими текстами. Но это было, и правда,... прикольно и не так скроено из пафоса и штампов. Теперь ему предстоит выступить на всероссийском поэтическом слэме в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК), которую проводит в ноябре Фонд Михаила Прохорова.

Лесные кошмары

В рамках пятого международного Канского архитектурного фестиваля в городе работали два выставочных проекта. Камерная художественная выставка «Гении места» открылась в лесу за Канским драматическим театром. Прямо на соснах были развешаны объединенные темой любви человека к месту обитания картины Александра Барьюдина, Андрея Савина, Михаила Емонтаева, Антонины Хлызовой, Елизаветы Плавинской, Александра Джикия, Григория Сидякова-Певецкого, Ильи Вознесенского. Просто выставка на сосна, да еще и в темноте, под фантастические звуки откуда-то из чащи и психоделический саксофон. Это почти гениально. Кто-то из присутствовавших молвил: «Не удивлюсь, что найдется какой-то, кто против того, что в сосны шурупы вкрутили». Вроде таких не нашлось...

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Лес за театром стал местом проведения еще одной выставки-инсталляции. Французский архитектор и постоянный участник канских фестивалей Бертран Госселин, московская группа +7 ARCHITECTS и студенты «Сибирского Видеокампуса», чье обучение в этом году было посвящено работе с окружающим пространством, каждый вечер приглашали всех жителей Канска пообщаться с «Гениями леса». Между кронами сосен был натянут огромный купол, аккумулирующий силы лесных духов. Белые полотнища образовывали коридор среди деревьев, и шагающие по нему люди слышали звуки из фильмов «Хозяева» и «Эликсир», снятых в тайге и показанных на прошлогоднем видеофестивале. Мигающие лампочки и множественные видеопроекции в сочетании с потусторонними мелодиями и естественной темнотой внушали не столько страх, сколько уважение к сибирскому лесу.

Лавочки и лужайки

Работы участников международного архитектурного конкурса, как обычно, можно было оценить в городском Выставочном зале. На этот раз дизайнеры, художники и архитекторы представляли не конкретные проекты. Традиционно это чаще всего лавочки и фонари. Объединяли всех планы преобразования обычного участка набережной реки Кан. Из-за того, что среди конкурсных работ было так много сильных и достойных высказываний, кураторы решили выбрать двух лауреатов - с помощью голосования гостей выставки и представителей профессионального сообщества. Хочется сказать, что эскизы проектов, вывешенных в Выставочном зале, уже сами по себе есть пример интересной дизайнерской работы.

По мнению членов жюри, победителем конкурса стало архитектурное бюро «Manipulazione Internazionale» с проектом «Лужайка». Второе место разделили Григорий Цебренко и Антон Архипов из бюро «PROSTOR:» с работой «Сognac» и Андрей Костанда с проектом «Бельведер», третье место заняли Ольга Фомина и ее проект «ДЛОКУС». По результатам голосования жителей Канска больше всего отзывов собрал проект Лии Нигматуллиной и Дианы Кунафиной «Качели». Второе место заняла архитектор из Санкт-Петербурга Елена Латонина с проектом «Гений нашего времени».

26 августа в выставочном зале состоялась открытая лекция «Город будущего» кураторов архитектурного фестиваля Дмитрия Барьюдина и Михаила Лабазова. Они рассказали, как менялись тренды в градостроительстве со времен Древнего Рима до середины XX века, и отметили, что «это всё мысли об идеальном городе в вакууме: когда начинаешь оценивать город как организм, вступают в силу законы его внутренней саморегуляции и начинаются совсем другие процессы».

Кураторы обратили внимание на джентрификацию как модель развития города: «В Канске есть нежилые маргинальные территории, но их можно сделать общественными пространствами». Барьюдин и Лабазов привели три известных примера, когда промышленные территории становились живыми городскими районами, - квартал Христиания в Копенгагене, парк Хай-Лайн в Нью-Йорке и кластер ARTPLAY в Москве.

«Круглый стол» «Город и фестиваль» прошел в Выставочном зале 27 августа. Организаторы фестиваля и жители города обсудили 15-летнюю историю взаимодействия. Все признали, что Канский фестиваль делает многое для развития Канска, однако в остальные дни город должен продолжать развиваться сам. «Отношение к фестивалю у горожан с самого начала было разным, Канск раскололся на две части. Но к фестивалю уже привыкли. Когда у нас отбирают привычное, это нам не нравится», - сказал один из участников мероприятия. Директор фестиваля Павел Лабазов подчеркнул, что новая работа Василия Слонова станет первым фестивальным арт-объектом, который власти возьмут на баланс города.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Красноярский художник Василий Слонов приехал 28 августа в Канск на торжественное открытие городского концепт-объекта «Гений места» в сквере на Предмостной площади. Объемная пиксельная рука-курсор, сваренная из листового металла, пару лет будет стоять под открытым небом и покрываться ржавчиной, после чего ее покроют лаком, увековечив оставленные временем следы. На лицевой стороне объекта изображены лучи восходящего солнца и выгравирована надпись «GENIUS LOCI». Василий Слонов пошутил, что Москву называют «пупом земли», а его объект - это и указующий в небо перст, и палец, которым Канск способен «поковыряться в этом пупе».

А как же видео?

Пятнадцатый юбилейный международный Канский видеофестиваль пройдет с 22 по 27 сентября в Москве в кинотеатре «Октябрь» (в рамках проекта КАРО.Арт) и на одной из площадок музея современного искусства «Гараж». Конкурсная программа включает 22 короткометражных фильма из России, США, Франции, Израиля, Германии, Польши, Греции, Филиппин, Японии, Нидерландов, Испании, Италии, Швейцарии и Республики Корея. Экспериментальные работы, видео-арт, анимация, игровые картины и даже один видео-перформанс будут претендовать на фестивальный Гран-при «Золотой пальмовый секатор», обладателя которого определит международное жюри. Среди конкурсантов есть работы российских авторов Наташи Меркуловой, Петра Жукова, Саши Свирского, Люси Матвеевой, Вики Лащеновой, Ульяны Подкорытовой, Кети Чухров и Яши Веткина.

На фестивале пройдут несколько полнометражных столичных и российских премьер. Коллективная кино-фреска «Россия как сон», производство которой продюссировал сам Канский фестиваль, будет показана в день открытия - 22 сентября. Фильм снят в 2015 году в Канске, его создатели - не только режиссеры из разных стран, которые приехали в Сибирь, но и члены жюри, и команда фестиваля. Другой сборный кинопроект «Чепуха - коллективное антикино» представит видеохудожник Дмитрий Булныгин. В фильме использован принцип игры сadavre exquis, придуманной парижскими сюрреалистами, когда каждый следующий участник проекта снимает продолжение истории, отталкиваясь от последнего кадра предыдущего автора.

Российское авторское кино будет представлено на Канском фестивале полнометражным дебютом Антона Бильжо «Рыба-мечта» и документальным фильмом Ольги Столповской «Год литературы». Из наиболее ожидаемых международных премьер - фильм «Above and Below», совместного немецко-швейцарского производства, который признан лучшей документальной картиной года и в Швейцарии, и в Германии. Режиссер фильма Николас Штайнер - один из призеров Канского видеофестиваля: в 2010 году он получил диплом за короткометражную работу «Я - Хельмут».

Подробное расписание показов будет опубликовано на официальном сайте международного Канского видеофестиваля www.festival-cannes.ru.

Организатор международного Канского фестиваля - «Студия Видеодом» (Москва).

Генеральный партнер - Фонд Михаила Прохорова.

Фестиваль проводится при поддержке министерства культуры Красноярского края,

администрации города Канска, ТРЦ «Порт-Артур», гостиницы «Юг».

Александр ШЕСТЕРИКОВ по материалам пресс-релиза Канского фестиваля.