Это что-то очень личное

В Канск приехали сразу две уникальных выставки.

Фото Анны ВОРОБЕЙ.

Такого мы еще не видели ни на площадках продвинутого Канского международного фестиваля, ни в местном выставочном зале в рамках спецвизитов разного рода художников. Особенно радует то, что свои работы привезли не заграничные творцы, а сами что ни на есть местные, из столицы края. Алесь Мигас и Виктор Емельянов, профессоры Сибирского института искусств имени Хворостовского, представили совместную выставку в стенах Канского педколледжа.

Этап «Север»

Перед студентами и преподавателями, а также гостями выставки предстал некий исторический цикл. Рождение земли и самой жизни на ней, развитие живых существ, населяющих место нашего нынешнего обиталища - все это искусно переплелось в образах двух художников.

Комментарий

Николай Дроздов, доктор исторических наук:

- Здесь вы найдете что-то похожее на водных существ, которые выходят из воды на сушу, и так зарождается наша жизнь. Увидите образы бивней мамонтов, когда-то населяющих Сибирь. К слову, в Канске есть особое место у Стрижевой горы, где археологи занимаются исследованиями стоянки древних людей. Они находили там поделки из бивня мамонта, которым до 20 тысяч лет. Пусть этот древний человек ходил в шкурах, а уже стремился к искусству, делал что-то руками.

Фото Анны ВОРОБЕЙ.

Алесь Яковлевич отметил, что приехал в Канск неслучайно. Он считает, что именно в провинции больше истины, и вся сила тут, у нас, в тихих провинциальных городках, где и рождаются настоящие художники. «Как-то у московского высшего учебного заведения художественного профиля сгорело общежитие. Перестали брать людей из провинции, только с московской пропиской. Так и зачах очаг искусства», - проиллюстрировал свои убеждения Мигас.

Что касается выставки работ из особой белой глины (об этом неожиданном для многих собравшихся открытии чуть позже), то Алесь Яковлевич рассказал о том, что переживает очередной этап в творчестве, который назвал для себя «север». Поэтому и появились бивни, гарпуны, клыки животных из глины. «Это личное», - коротко резюмировал художник-керамист.

Скульптуры с виду тяжелые, неподъемные, но все же одну из них мне удается оторвать от пола. Это гарпун, которым когда-то, по словам Мигаса, северяне добывали кита. Орудие охоты древних, как и все работы Алеся Яковлевича, выполнено из белой глины. Собирают ее на старом карьере в Уяре. По словам художника-керамиста, такого материала не найдешь больше нигде в мире, он уникален по своему составу. «За глиной ездим самостоятельно. Потом вручную прочищаем через сито, идеально для этого подходят (не поверите!) женские колготки. Все это делаю я со своими студентами, на бытовом уровне. Может, это 19 век, но мы так работаем, все делая руками», - рассказал Алесь Мигас.

О контактах с космосом

Еще одна часть совместной выставки - инсталляция художника-графика Виктора Емельянова. Несколько кораблей и картин, выполненных в особой технике, дают представление о некоем космическом происхождении нашего мира. Автор рассказывает: «Здесь вы видите охранные корабли, которые при передвижении через галактику сопровождают корабли-матки. На каждом охранном корабле есть жук скарабей (в египетской культуре это символ мудрости). Основная тема инсталляции - палеокосмические, очень древние контакты, которые происходили на Гее (Земле).

Фото Анны ВОРОБЕЙ.

Ее история немного древнее, чем нам преподносят, но это тема отдельного разговора, и немногие с этим будут согласны. Инсталляция неспроста называется «Аш-Шиира». В переводе с арабского это означает Сириус. По нашей гипотезе Ширинский район в течение нескольких десятков тысяч лет экспансировался цивилизацией Сириуса».

Корабли Емельянова построены на основе каркаса. Бамбук, которым «обшиты» корпуса звездных кораблей, задает пластику, симпатичную, по мнению автора. В процессе в ход пошла пеньковая веревка, концы рогов марала и косуль, кости лося, когти медведя, бивни мамонта. Все это Виктор Алексеевич находил на Енисее, на горных Кемчуге, Каче, Кане.

Идея к Емельянову пришла в 2010 году, вскоре художник начал воплощать свой замысел. Через год появилась первая стела, а когда фантазия разыгралась до бесконечности, то появились и другие стелы, затем малые корабли и большие. В производстве у Емельянова еще шесть инсталляций. Суть та же, но они сложнее в технике исполнения, масштабнее в параметрах. Возможно, скоро мы увидим новую инсталляцию красноярского художника.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить