Где твои 17 лет?

Вот уже 17-й год подряд наш город принимал у себя международный Канский фестиваль.

Новосибирская «Лаборатория научной анимации» в Канске: дети создают мультфильм из пластилина про удивительные способности некоторых животных. Короткометражка была представлена на закрытии Канского международного фестиваля. Фото Анны ВОРОБЕЙ.

МКФ закончился в прошлое воскресенье, растянувшись на пять дней чередой самых разных событий - кинопоказы и международный конкурс видеоработ, мастер-классы для детей и открытие инсталляций, поэтические чтения и лекции. Но было ли такое изобилие культурных событий сколько-нибудь заметным для жителей Канска - в широком понимании этого слова? Откликнулись ли они и поняли ли, что это было? Пожалуй, нет. Почему так получается вот уже 17 лет кряду и почему все годы существования фестиваля его сопровождают не столько обсуждения мероприятий, сколько вопросы о самой надобности МКФ? Попробуем разобраться в этом (в очередной раз).

- «Что это было? Нужно ли нам такое искусство и искусство ли это вообще»? Такие вопросы я слышу каждый август, когда начинается фест, и, кажется, они будут раздаваться столько, сколько проживет фестиваль. Я знаю, что некоторые сограждане перестали уже на него ходить. Есть люди, которые в этом году посмотрели конкурсный показ в первый день и в остальные дни больше не пошли. Потому что не хотели больше смотреть все эти, как им кажется, странные, непонятные, мучительно-мутные фильмы. А может быть, и не кажется, потому что видео это, мягко говоря, действительно на любителя.

И вот тут мы приближаемся к главному: если обывателю непонятно такое кино, это еще не значит, что проблема с обывателем. Он, может быть, и не должен такое любить и понимать. Позволю себе назвать видеоконкурс разговором об элитарном искусстве, который профессионалы ведут друг с другом. Выбрали «полянку для пикника» - Канск. А почему бы и нет? Они здесь пытаются вежливо и бесплатно пригласить зрителей к дискуссии, никого насильно в ГДК не загоняют и говорят «Спасибо» этой земле за гостеприимство, даря сувениры в виде инсталляций и арт-объектов. (Один из таких открылся и на этот раз. Маяна Насыбуллова создала экоскульптуру из пластиковых бутылок «Ярослав Гашек ждет Владимира Зазубрина». Миф о пребывании в Канске Гашека опровергнут давно, но Зазубрин-то точно здесь жил). Предоставили возможность творить и местным детям - в «Лаборатории научной анимации» самых маленьких посетителей феста учили делать мультфильмы.

В конкурс экспериментального короткого метра фестиваля вошли 25 фильмов продолжительностью от полутора до тридцати минут - из Финляндии, Руанды, Индии, Японии, Бразилии, Исландии, США, Франции и других стран. В жюри конкурсной программы фестиваля приглашены поэт-перформер Александр Дельфинов, режиссер Театра.doc Зарема Заудинова, кинорежиссер и кинопродюсер Тихон Пендюрин, японский кинокритик Нанако Цукидате архитектор Илья Вознесенский.

При этом я сразу возражу сам себе - не всё показанное видео было таким уж непостижимым и тяжелым для восприятия. Кинопоказы, которыми завершались фестивальные вечера, - это вполне себе массовое кино. Фильм «ВМаяковский» с Чулпан Хаматовой и Юрием Колокольниковым так и вообще не так давно представляли в программе «Первого канала» «Вечерний Ургант». Всё как вы любите, друзья! И среди конкурсных работ были вполне простые вещи. Даже моя дочь прониклась к нескольким фильмам, болела за них, и не зря. Специального упоминания жюри удостоился фильм «про Васю» - «В объятиях моря» Дмитрия Моисеева. Другие картины были и того милее. А мой личный фаворит - «Гимны Московии» Дмитрия Венкова - стал победителем. Красивое путешествие по архитектурным стилям Москвы с помощью перевернутой камеры, величественно плывущей в, кажется, безлюдной столице империи, в небе которой можно утонуть. Небесная архитектура как застывшая в белом камне музыка - вариация советского гимна композитора Александра Маноцкова. Фильм разделил первое место, а заодно - и половинки «Золотого пальмового секатора» с «Зеркалом» (Египет-Бразилия-Германия).

Открытие выставки «Декорация» в Канском краеведческом музее. Фото Анны ВОРОБЕЙ.

Да, есть предметная и беспредметная живопись, то же самое с и кино. Не всегда нужно ждать сюжета. Но и фестивальному залу тогда не нужно ждать много публики, если вы показываете такое. Справедливости ради - и без того немногочисленная канская аудитория фестиваля не может в полном составе ходить на показы все пять дней, как на работу. У людей тоже есть своя жизнь, а еще - последние теплые деньки затянувшегося лета. Среди плюсов - это был действительно вдумчивый зал, почти как в Москве. Не приходилось включать свет, призывать к тишине - и выдворять тех, кто явно ошибся залом.

Свет включали в другом месте - в сосновом бору за драматическим театром. Здесь проводили «архитектурно-поэтические заседания». К тому времени уже смеркалось, и поэты включали красные ночнички, сидя каждый на своей лестнице под сосной. Это, пожалуй, одно из сильнейших впечатлений, которые можно вынести с фестиваля.

Определяя победителей, жюри радикально разошлись во мнении - одна и та же работа вызывала противоположную реакцию. Это указывает на еще один вопрос от не теряющих надежды разобраться в фестивальном материале: а какие существуют критерии, по которым можно судить? Присущие большим мировым фестивалям такие параметры, как сюжет, новизна темы, игра актеров и прочее явно бесполезны в данном случае. Чистая субъективщина? Тоже вряд ли. Эти фильмы в конкурсной программе не случайны, они уже поездили по фестивалям и выставкам. Почему бы желающим не объяснить, пусть даже на пальцах, на образцах фильмов МКФ прошлых лет, как можно «читать» это творчество?! Чтобы у людей не возникало ощущения шарлатанства, а крепла тяга к образованию. К тому же в программе фестиваля есть лекции, мастер-классы и дискуссии как раз для подобных встреч. Мы ждем этого, как и следующего фестиваля.

Комментарии  

0 #1 Алексан 30.08.2018 20:59
Всё верно, Саша, жаль, что не смогу присутствовать в этом году. Порадовало, что не включали свет..

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить