Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Канск
05 декабря, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Канск
05 декабря, вс

Давай? Давай!

25 марта 2021
134

Ленивое зимнее утро воскресенья. На улице мороз, по телевизору Жанна Бадоева рассказывает о дальних странах: смотрю, наслаждаясь только что сваренным кофе.

- Смотри, что пацаны делают! - кричит из другой комнаты муж. Ну, думаю, не иначе как хулиганят, что нередко случается в нашем дворе. Подхожу к окну и вижу: два подростка, вооружившись лопатами, расчищают от снега спортивную площадку, которую за всю зиму так и не почистил ни один дворник. Ни один - потому что дома, объединенные общим двором, обслуживают разные управляющие компании, а значит, и дворников не один. Толщина снега вполне приличная, к тому же, он уже слежался и притоптался. «Молодцы какие!» - вслух похвалила пацанов и пошла заниматься своими делами. Через пару часов глянула в окно - они все еще там, только для удобства принесли еще лом, чтобы удобнее было откалывать слежавшиеся глыбы снега. «Надо же, до сих пор работают», - с этой минуты я уже сознательно стала следить за происходящим. Где-то после обеда мальчишки исчезли, оставив примерно половину неубранной площадки. «Все, сдулись», - говорит муж, но нет: через какое-то время уже трое ребят чистили площадку - к прежним присоединился еще один. Короче, работали они до вечера, пока не стало темнеть, и сделали все. Уже в полутьме немного погоняли мяч на расчищенном пространстве.

Перебирая в уме знакомые педагогические постулаты, ищу ответ на вопрос: их ведь никто не заставлял, почему они это делали? Наверное, ключевое слово «не заставлял». Вспомнить тех же самых тимуровцев - сами придумывали, сами делали. Но таких примеров в памяти всплывает до обидного мало (нынешних тимуровцев тимуровцами «назначают» педагоги), а вот обратных примеров - сколько угодно. Те же самые трудовые отряды старшеклассников, которые скоро вновь выйдут на улицы города пропалывать цветы на клумбах и красить лавочки. Пока стоит над ними «надзиратель» - что-то делают или хотя бы пытаются имитировать работу. Как только взрослого рядом нет - достали телефоны, уселись на лавочки. Всем известно: работа из-под палки не приносит удовольствие и не повышает самооценку.

А те мальчишки с нашего двора просто в то воскресное утро, наверное, сказали друг другу примерно так: будет ли чистой наша площадка, зависит от нас. Даже не так пафосно, а проще: давай сами почистим?! Давай! Вот такой порыв, я думаю, самый ценный. Спусковой крючок нажат - тогда и работа в радость, и азарт, и гордость за результаты своего труда. И не нужен здесь никакой куратор - подгонять ребят в таком случае просто нет нужды. Одно дело - учитель (или родитель) требует, и совсем другое - ты сам так придумал, сам захотел, сам сделал, взял ответственность на себя. Вот только умеем ли мы, взрослые, влиять на появление у детей таких триггеров, может быть, взращивать их? Или это процесс нерегулируемый, который непонятно почему рождается в какой-то момент у человека внутри и не поддается влиянию извне? Педагоги, что думаете?