Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Канск
09 мая, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Канск
09 мая, вс

Им доверена память

26 ноября 2020
223

2020-й – год 75-летия Победы советских людей в Великой Отечественной войне, год славы и памяти. И чтобы сохранить эту память, в Канском педколледже (ранее - педучилище) около 10 лет действовала поисковая группа МИГ-41 («Мы ищем героев 41 года»). Всего за годы работы группы «МИГ-41» в её деятельности участвовали более 40 студентов. Сегодня о миговцах рассказывает Татьяна Юркина – бывший руководитель группы, автор двух книг памяти «Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища».

Заседание группы МИГ- 41 ведет Татьяна ЮРКИНА. Фото из архива Татьяны ЮРКИНОЙ.
Заседание группы МИГ- 41 ведет Татьяна ЮРКИНА. Фото из архива Татьяны ЮРКИНОЙ.

133 бойца

За годы учебы в Канском педучилище миговцы сумели отыскать 133 бойца Бессмертного полка этого учебного заведения: педагоги, сотрудники и студенты довоенной и военной поры. Вы только вдумайтесь в эту цифру: 133 бойца только из одного среднего учебного заведения, а ведь это ещё далеко не полный список! Но эти 133 бойца помогают нам сохранить память обо всех бойцах Бессмертного полка и передавать её из поколения в поколение.

Миссия сохранения памяти была доверена моим миговцам, вчерашним школьникам, бывшим в 70-80 годы XX века 16-17-летними юношами и девушками, которые и сумели увековечить эту память в сердцах людей, особенно молодого поколения.

Они были настоящими фанатами (в хорошем смысле этого слова), увлечённые поиском, энергичные, инициативные. Это они устанавливали имена выпускников 30-40-х годов – участников Великой Отечественной войны, разыскивали их родных, сокурсников, однополчан, места захоронения, братские могилы, писали историю комсомольской организации педучилища, собирали материал для будущей книги памяти «Учитель в солдатской шинели», вели переписку с воинскими частями Советской Армии, которые дислоцировались в ГДР, в Архангельской области, с Центральным архивом министерства обороны СССР. Письма летели в Москву и село Ирбей, в Ленинград и село Дзержинское, в Харьков и в село Верхняя Уря, в Иркутск и село Усть-Яруль, в Красноярск и село Карапсель.

За эти годы - сотни писем с благодарностью от родных бойцов за то, что помнят тех - из 30-40-х годов. И как самый большой итог работы поисковиков – создание музея боевой славы Канского педагогического училища.

И в дождь, и в холод

Я помню и люблю моих миговцев, а они самозабвенно любили наше общее дело. Если надо, соберутся и рано утром, и поздно вечером; пойдут в поход и в дождь, и в холод. Пойдут, чтобы рассказать жителям деревни Верхняя Уря Ирбейского района, какой замечательный человек живёт среди них – Федор Григорьевич Карпенко. Или чтобы в Карапселе Иланского района записать рассказ о войне учителя-защитника Матвея Никитича Юферова, послушать в его исполнении фронтовые песни под аккомпанемент любимой гармошки, с которой он не расставался всю войну.

По воскресеньям они будут писать письма во все концы Украины, карту которой разделили на квадраты, чтобы отыскать место захоронения Василия Константиновича Солдатова. Его родители умерли, так и не положив горсть сибирской земли на могилу любимого сына. Три года миговцы упорно искали, не отступали даже тогда, когда получали отрицательные ответы, верили, что не без вести пропал боец, где-то должен покоиться в братской могиле. И нашли! Установили связь с ребятами местной школы, сообщили пути следования его родным. И сами были горды, поняв, какое благородное дело сделали!

Учительская исповедь

Я и сегодня очень горжусь миговцами. В этом году, почти через 33 года после окончания педучилища, мы смогли встретиться у меня дома. Как много за эти годы они сумели добиться в своей самостоятельной жизни! Никто не изменил своему педагогическому призванию.

Ирина КАЦЕР (ТАРАСОВА). Фото из архива Татьяны ЮРКИНОЙ.
Ирина КАЦЕР (ТАРАСОВА). Фото из архива Татьяны ЮРКИНОЙ.

Я смотрела на своих девочек и слушала, с какой любовью они рассказывали о своих малышах-учениках, для которых мои Лиля, Оксана, Ирина, Ольга, Елена стали первыми учительницами и смогли сделать для них школу домом радости.

И я думала: мой труд не пропал. Ведь за годы поиска учителей в солдатских шинелях мы много встречались именно с педагогами начальной школы. Они давали бесценные советы пока ещё студентам, а завтра – будущим учителям.

Один из них – Матвей Никитич Юферов, настоящий сельский учитель. Тяжёлыми были его детство, юность (сын врага народа, трижды за это исключали из школы), но злобы на власть, на людей не затаил, а всего в жизни добивался сам. В 17 лет стал педагогом, заведующим Вершинской сельской школы, а потом был долгий фронтовой путь. После долгожданной Победы – возвращение к мирной жизни, к учительскому труду. Матвей Никитич написал миговцам – будущим учителям «Учительскую исповедь», которую можно назвать его жизненным кредо:

- С профессией учителя люди связывают многое – приобщение их к духовным ценностям, право на уважение учитель завоёвывает своим образом жизни. Я всю жизнь проработал сельским учителем (более 40 лет) и потому знаю, какой это ответственный труд, и все эти годы не угасала во мне огромная любовь к детям. И как главный итог: учитель – главное лицо на селе.

Именно он обратился к миговцам с просьбой написать книгу об учителях – участниках Великой Отечественной войны. Огромное спасибо этому человеку, так любящему свою Родину, родную Сибирь, детей, за то, что своей жизнью, живым голосом войны помогал воспитывать молодое поколение, помогал растить учительскую смену.

Вот такие наставники из 30-40-х годов были у моих миговцев.

Отдать дань уважения

Все мои девочки стали замечательными жёнами, матерями, а сегодня уже и бабушками. Даже не верится, что они так быстро повзрослели. Порадовало, что со своими малышами они тоже организуют поисковую работу, собирают пока материалы о прадедушках и прабабушках, которые были участниками Великой Отечественной войны или тружениками тыла. А Ольга Богданова (Боровикова), учитель школы в Карапселе, выступила инициатором создания мемориала участникам Великой Отечественной войны.

Ольга БОГДАНОВА (БОРОВИКОВА). Фото из архива Татьяны ЮРКИНОЙ.
Ольга БОГДАНОВА (БОРОВИКОВА). Фото из архива Татьяны ЮРКИНОЙ.

Хочется назвать тех, кто были первыми в группе «МИГ-41»: Лиля Блиновская (Бартули) (Канск, школа № 3), Ольга Богданова, Елена Козлова, Александра Пинчук, Татьяна Чиркова, Марина Степушина.

Их дело с честью продолжили Оксана Кадач (Басак) (Канск, школа № 2), Анатолий Михайлов, Людмила Кожедубова, Ирина Маклакова, Елена Васильева, Елена Ишина, Ирина Кацер (Тарасова), Ирина Мархель, Наталья Матвеева, Ирина Музыкина.

Подробнее расскажу о первом командире нашей группы «МИГ-41» Лиле Блиновской. Она сумела вокруг себя сплотить остальных, работа у нее спорилась. Вот что она рассказывала, будучи еще 17-летней девушкой:

- Уже два года я являюсь командиром группы «МИГ-41». Свою работу начали с самого малого – искали «огненный выпуск» 1941 года. А в итоге сумели собрать большой материал для проведения работы по военно-патриотическому воспитанию: классные часы, уроки мужества о наших выпускниках 30-40-х годов. Установили новую традицию – 27 февраля каждого года отмечать день памяти Героя Советского Союза Семёна Давыдова. Но самое главное – мы хотели отдать дань уважения светлой памяти наших выпускников, чтобы нынешнее поколение студентов училось любви к Родине на подвиге жизни наших же выпускников огненных лет, приумножали славные традиции училища.

Всё сделанное миговцами даже трудно перечислить. За каждым мероприятием - огромная работа. И всё подчинено единственной цели – сохранению памяти о достойных сынах Оте-чества, потому что эта память делает нас сильнее.

Татьяна Крускина
Корреспондент