Так строятся города

Все стены, когда-либо воздвигнутые, хранят историю. Историю людей, зданий, городов. Одна из важнейших профессий в мире - это, безусловно, строитель. Скоро у этих замечательных людей профессиональный праздник. А мы ко Дню строителя собрали для вас подборку крутых фактов «на тему»: кто возвел первую каменную усадьбу в Канске, зачем строителям моста через Кан выдавали деревянные затычки и почему за начальником стройки гидролизного завода постоянно ходил конвой.

1. В деревянном Канском остроге было одно каменное помещение, самое важное - кладовая для казны.

2. Первым гражданским каменным строением города можно назвать усадьбу Герасима Гадалова, построенную в 1873 году. Она стоила 8000 рублей. Это было очень много - за килограмм мяса тогда просили примерно 50 копеек.

3. Улица Краснопартизанская раньше была самой большой в городе. Она так и называлась - Большая. В царской России на ней строили всё подряд, это была солянка из самых разных зданий. Купцы и бедняки жили вплотную друг к другу, что никого не удивляло.

4. Триумфальная арка для проезда будущего императора Николая II была построена на пересечении современных улиц Гетоева и Набережной. По первоначальному проекту она была деревянной. Потом решили заменить дерево на камень. Это почему-то не понравилось тогдашнему губернатору, да и чертежи деревянной арки уже пришли. Однако городской голова и купцы настояли на своем. В итоге построили красивое каменное сооружение. Арку разрушили в 30-х годах ХХ века - через нее проходила дорога, а грузовые машины не проезжали под сводом. На Предмостной площади сегодня стоит почти точная ее копия.

5. Дома номер 15 и 17 на улице Бородинской, на первый взгляд, довольно невзрачны. Первый - жилой, рядом с ним баня. Но когда вы приходите туда мыться, помните, что вы паритесь в памятнике архитектуры, который охраняется государством.

6. Канский ликеро-водочный завод построил неграмотный крестьянин Николай Зуев. Но он умел читать чертежи и делать очень качественную кирпичную кладку. Вместе со своей бригадой в 1906 году он возвел здание, которое и сегодня остается одним из самых красивых в городе.

7. Первый в Канске капитальный мост для автотранспорта начали строить 90 лет назад. Для установки опор летом применяли кессонный способ: под давлением сжатого воздуха под водой образовывается свободное пространство и можно выполнять работы. Но произошла трагедия: то ли из-за несоблюдения техники безопасности, то ли из-за зыбучести грунта одного рабочего буквально «всосало» в него, человек погиб.

Зимой для установки опор применяли метод вымораживания: во льду вырубалось углубление, а после намерзания по сторонам и снизу этого углубления нового льда, процесс повторялся. Особенно внимательно надо было следить за толщиной ледяных стен, чтобы не произошло прорыва воды. При строительстве моста через Кан рабочим выдавали паклю, глину и деревянные затычки. Если нечаянно пробьёшь лёд так, что вода потечёт - затыкай. Одна из бригад на объект затычки не взяла, да еще, по рассказам очевидцев, рабочие были нетрезвые. Но пришли «строить». В итоге там пробили, там… Вода засвистела, год работы из-за чисто русской расхлябанности пропал. Из-за этого опоры строили три года.

8. Квартал в границах улиц Горького, Революции и Каландарашвили раньше был застроен домами для администрации Краслага. Проектировали и возводили его заключенные: здание управления, больница, магазин, клуб, котельная… Всё строили на сваях, так как в этих местах были сплошные болота, а еще сюда традиционно свозили навоз со всего города.

9. Канский гидролизный завод (БХЗ) тоже строили заключенные Краслага. Фундамент завода был заложен в ноябре 1940 года. Котлован под него копали вручную, лопатами - техника не справлялась, и вообще ее было жалко. В отдельные дни на работы «выгоняли» одновременно до 1100 человек. За хорошую производительность зекам-землекопам полагалась премия - дополнительный кусок хлеба или несколько морковок к пайке. Руководил работами тоже заключенный - Мордух Хаимович Сафьян, репрессированный с Горьковского автозавода. Куда бы он ни шёл, за ним следовал конвой.

10. 45 лет назад в Канске построили путепровод по улице Эйдемана. Когда его не было, у железнодорожного переезда создавались огромные «пробки» из автотранспорта. Строило путепровод СУ-24. Часть работ по прокладке инженерных коммуникаций приходилось проводить вручную из-за действующей железной дороги - поезда-то нельзя было остановить. Например, в водопроводную трубу диаметром в 1 метр, которая прокладывалась под железнодорожными путями, заходил рабочий и лопатой копал трубе ход.

11. Поселок гидролизного завода, улица Красноярская - это район с первой в истории Канска комплексной застройкой. Ее принцип - гармоничное сочетание жилых домов, детских учреждений, школ, социально-культурных объектов.

12. Комиссия, которая принимала первый этап работ на строительстве третьей трубы Канской ТЭЦ - это был фундамент - отказалась это сделать, потому что… криво торчала арматура. Позже выяснилось, что комиссии дали установку: найти любую причину, но фундамент не принимать. У организации, которая должна была возводить трубу, в тот год оказалась много работы, но признаться в этом не хотелось. Через год труба высотой 120 метров и весом больше 1000 тонн была достроена. При ветре она качается с амплитудой до полуметра.

13. В советское время в Канске было несколько строительных подразделений, объединенных в один стройтрест. Он в своё время назывался «Кансксельстрой», «Канскпромжилстрой». Всего в нем работали более 1500 человек. Большинство канских предприятий, жилых многоэтажных домов, зданий соцсферы построили строители треста, к примеру, возвели около 130 тысяч квадратных метров жилья, порой сдавали по 900 квартир в год.

14. Канский комбинат строительных конструкций в 2018 году отметил своё 60-летие. Он производит более 20 тысяч кубометров сборных железобетонных изделий и столько же товарного бетона в год.

15. «Стройинвест» - единственная компания, применяющая долевое строительство в Канске. Первый такой дом сдали в две очереди, одну в октябре 2014, другую на год позже. Адрес - 40 лет Октября, 71. Последний долевой дом расположился в 6-м Северо-Западном микрорайоне под номером 62. Сдали его в октябре 2018. Всего построили семь домов, больше долевого в Канске пока не планируется.

За помощь в создании материала отдельное спасибо почетному гражданину города Канска Игорю Александровичу Матвееву и заслуженному строителю России, почётному гражданину города Канска Валентину Никифоровичу Подлесоцкому.

Комментарии  

0 #2 Татьяна 11.08.2019 18:26
только кажется,что путепровод был построен или сдан в эксплуатацию немного позже - я приехала в Канск в 1975 г. :-) (т. е. 44 года назад),но на автобусе №5 тогда проезжали через переезд и приходилось ожидать пока пройдет поезд и это учитывать при поездке на работу (выходить из дома заранее) :-|
0 #1 Татьяна 11.08.2019 18:20
очень интересно,спаси бо

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить