Когда гудят провода

Когда гудят провода

2017 год в Канске отметился знаменательной датой: ровно 120 лет назад в наш город пришел первый поезд. Тогда население города составляло около семи тысяч человек. Сейчас нас более 90 тысяч, а Российские железные дороги празднуют свое 180-летие.

Идут плановые работы по замене стыкового зажима. Сильный снегопад не помеха. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

В любое время суток

Герои этого материала - люди в касках и спецодежде, не очень-то разговорчивые. Все они - работники района контактной сети станции Канск-Енисейский Иланской дистанции электроснабжения. Название, может быть, не романтичное, в переводе на простой язык - это цех в Канске, который обслуживает контактную сеть и воздушные линии на участке железной дороги от станции Бошняково до станции Старая Иланка - всего 35,8 километра. Эта служба на железной дороге наиглавнейшая - как сердце, заставляющее работать всю систему. Потому что все начинается с проводов, которые, как может показаться непосвященному человеку, в хаотичном порядке разбросаны над железной дорогой. Но это вовсе не хаос, а строгий порядок. Мы засыпаем под мерный стук колес по стальной колее и даже не задумываемся о том, что неразговорчивые люди в касках и спецодежде в это самое время наводят порядок в своем «электрическом» хозяйстве. Работают, чтобы на этом участке дороги бесперебойно подавалась электроэнергия от тяговой подстанции до локомотива, чтобы в железнодорожных поселках у людей горел свет, а на станциях было и ночью светло как днем.

«В случае аварийной ситуации в любое время суток мы должны по-военному быстро собраться, прибыть на место аварии не позже чем через 30 минут и оперативно выполнить ремонтные работы, чтобы возобновить движение поездов, - говорит Вячеслав Коростелев, начальник района контактной сети станции Канск-Енисейский. - От нашей работы напрямую зависит безопасность движения поездов». Сам он имеет высшее специальное образование, а начинал с электромонтера и азы профессии постигал в процессе учебы и работы одновременно.

От «Проворного» до Транссиба

Паровозы, тепловозы, электровозы, высокоскоростные и двухэтажные электропоезда. Эволюция железнодорожного транспорта в России пока стоит на этой ступени. Но, как знать, возможно, когда-нибудь развитие электроники, цифровых технологий и космической связи вытеснит и железнодорожные провода, как это уже случилось, например, с телеграфными.

Ну а мы вернемся к истории железных дорог. Впервые в России протяжный свисток паровоза «Проворный» прозвучал в конце октября 1837 года, и первый поезд отправился по 23-километровой железной дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Электрическую тягу на железной дороге стали применять в 20-е годы XX века. Сначала электрифицировались сложные участки, например, горные перевалы. После войны настала очередь крупнейших железнодорожных направлений. Одним из самых трудных периодов стала электрификация железных дорог Сибири и Дальнего Востока. Лишь в конце 2002 года закончился поистине эпохальный этап - электрификация уникальной магистрали Транссиба длиной 10 000 км.

Селфи с крыши

- Тяговая подстанция - это нечто вроде хранилища электроэнергии? - спрашиваю Коростелева.

- На нее поступает напряжение в 110 тысяч вольт, а она перерабатывает и выдает уже 27,5 тысячи - именно такое напряжение в контактной сети, идущей к электровозу. Что очень даже немало: в домашних розетках всего-то 220 вольт. Да что я вам буду на пальцах объяснять? Пойдемте.

Пока мы идем к железнодорожным путям, Вячеслав Анатольевич рассказывает, как на железной дороге травмируются люди, пренебрегающие правилами безопасности. Например, в апреле был случай, когда мужчина, сопровождающий груз, решил что-то подправить на вагоне. Взобравшись наверх, задел провода и сгорел заживо. Или подростки ездят на крышах поездов, снимая себя на телефон и выкладывая селфи или видео в соцсети, чтобы собрать побольше лайков. Всего одно неосторожное движение - и никаких шансов на выживание.

Это интересно

- Чтобы перевезти пассажиров из Канска в Красноярск, электропоезд расходует 1250 кВт/час. Для сравнения: месячная норма потребления электроэнергии семьи из четырех человек, проживающих в четырехкомнатной квартире, составляет в среднем 400 кВт/час.

- Грузовой поезд обычно состоит из 71 вагона. Но очень часто по нашей дороге идут соединенные поезда (это делается для увеличения пропускной способности), в их составе - более 100 вагонов.

- В среднем на тягу поездов в течение месяца одной тяговой подстанцией расходуется от 5, 2 до 9,4 млн кВт/ч электроэнергии, это примерно 170-315 тысяч кВт/ч в сутки. В сутки затраты на электрическую энергию только одной тяговой подстанции составляют от 440 до 815 тысяч рублей.

А вот и поезд, грузовой. Вагонам нет конца. В который раз убеждаюсь, что наша железная дорога перевозит огромное количество грузов. Чем больше вагонов, - тем больше расходуется электричества. Коростелев показывает токоприемники на крыше локомотива, напоминающие лыжи. Соприкасаясь с проводами контактной сети, они принимают электричество. Теперь я знаю, что стеклянные «штучки», похожие на пирамиду, - это изоляторы, что вышки по бокам пути - это опоры контактной сети, что струны - это фиксаторы, поддерживающие провода. И что вдали от шумных перронов хорошо слышно, как гудят провода.

В надежных руках!

Все канские участники этого конкурса в один голос говорят: было круто, работали с азартом! В конце октября на базе учебного полигона Красноярского института железнодорожного транспорта, где смонтирован реальный участок контактной сети и построены два железнодорожных пути, прошел дорожный конкурс профессионального мастерства бригад районов контактной сети Красноярской дирекции по энергообеспечению. Каждая из семи дистанций, в том числе Иланская, представила свою команду: по два электромеханика и по два электромонтера. Первыми стали те, кто сумел лучше других подкрепить теорию практикой, а именно - продемонстрировал технологию устранения обрыва контактного провода во время аварийно-восстановительных работ.

Юрий БЕХЛЕР, машинист автомотрисы (самоходный железнодорожный вагон с вышкой, на которой работают электромонтёры). Фото Ивана МАНЕРНОГО.

И они стали первыми! Рассказывают, что день выдался холодным, да еще и работать надо было на высоте - соединить две части поврежденного контактного провода. Правильно распределили обязанности, согласовали все технические моменты, ведь работа с высоким напряжением в контактной сети не просто опасна - смертельно опасна. Ошибочное решение - и может случиться непоправимое. Вообще охрана труда - святая святых на железной дороге и в службе энергообеспечения в частности.

Были и задания на сноровку. Например, распутать блоки-полиспасты (это грузоподъемное устройство, использующееся при ремонте контактной сети) нужно за минимально короткое время.

В итоге чемпионами дорожного конкурса признана бригада района контактной сети станции Канск-Енисейский, в составе которой электромеханики Евгений Комоцкий и Альберт Мухамедов, а также электромонтеры Вячеслав Бутузов и Егор Адаменко. Так что за энергохозяйство от Бошняково до Старой Иланки можно не беспокоиться: оно в надежных руках профессионалов!

Ликбез

Контактная сеть - это совокупность проводов, которые передают электроэнергию с тяговых подстанций на поезд. Кроме того, с помощью контактной сети обеспечивается освещение станций, переездов. Все провода идут строго над рельсами - по принципу троллейбуса.

По протяжённости электрифицированных линий и объёму перевозок на железных дорогах Россия - на лидирующих позициях в мире. Такие магистрали, как Москва - Слюдянка (5467 км), Ленинград - Ленинакан (3378 км), Москва - Чоп (1765 км), крупнейшие на планете.