Когда люди были другими

Три минуты зрители стоя аплодировали актерам, сыгравшим в премьерном спектакле «Фотография, на которой меня нет».

Возможно, овации продолжались бы еще дольше, если бы актеры скромно не покинули сцену, скрывшись за кулисами, не очень, к сожалению, избалованные таким вниманием. Безусловно, на премьеры ходит самая благодарная, театральная публика. Но режиссер и вся труппа заслужили этого «Браво!».

Все ли знают, что идущий к концу 2019-й год - Год театра в России? Конечно, в театр можно и нужно ходить всегда, не только в указанный президентом год. В 2019-м Канский драматический театр порадовал нас несколькими хорошими спектаклями. Новую постановку показали в прошедшие выходные. Премьера спектакля по одноименному рассказу Виктора Петровича Астафьева состоялась в рамках национального проекта «Культура» и проекта партии «Единая Россия» «Культура малой родины».

Режиссера!

Режиссер-постановщик спектакля - Иван Пачин, Москва. Окончил актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина (курс В.В. Иванова), а также режиссерский факультет Театрального Института им. Б. Щукина (курс Р.В. Туминаса и Н.И. Дворжецкой). Работает в труппе театра им. Е.Вахтангова. Главный режиссер «Творческого объединения 9».

- Мы не собираемся внушить зрителю некую высокую мысль, дескать, это же Астафьев! Это из «Последнего поклона»! - говорит Иван Пачин. - Нет. Мы просто играем Астафьева. Пытаемся приблизиться к его звуку, к тому, как бы он, может быть, рассказывал эту историю, если бы был сейчас здесь. Единственное, к чему я призываю, это прийти и посмотреть. И сделать вывод, интересно это или нет, заслуживают ли артисты аплодисментов. Или помидоров…

Режиссер убежден, что от возможности поставить Астафьева не отказываются, поэтому, когда Вера Сазонова, директор Канского драмтеатра, предложила ему такой проект, он сразу же согласился. Тем более, мы живем не так уж далеко от родины писателя и места, где разворачиваются действия в книге, да и сам Иван Пачин родом из Пермского края, там есть город Чусовой, где Виктор Петрович работал, прежде чем вернуться домой в Красноярский край.

Иван Пачин поведал нам, что вкладывает в постановку, как работал с актерами и какое значение имеет для него эта история. Актеры Андрей Молоков и Лидия Иванова рассказали, что самое главное для них в произведении Виктора Петровича, которое поставили на канских подмостках.

Другие ценности

Напомним, рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон». Действие рассказа происходит глухой зимой в деревне Овсянка. К ним приезжает фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием.

Да, это то самое время, которое на глазах стало канувшим в небытие прошлым, время, еще недавно топтавшееся где-то неподалеку, где жили наши бабушки. Аналоговое фото на бумаге считалось величайшей диковинкой, а приезд фотографа в сибирскую деревню на Енисее - событием года. И в спектакле почти всё бумажное. Снег, дверь, окно, цветок. Не то, чтобы это было только удачной находкой в плане реквизиторского материала. Вселенная бедности, где один карандаш на всех, но зато всё можно потрогать руками. В этом спектакле весь этот доинстаграмный мир очень правдоподобный, нецифровой. Почти поэма русско-советской архаики, лирическая тоска по миру, который вы, вероятно, захватили, если вам, примерно, больше 60. Когда учитель был почти небожитель, когда его авторитет был нерушим, когда учителям привозили дрова, тайком, лишь бы ему и его семье было тепло и сухо, как это было в рассказе.

Перевод с русского на русский

Серьезным вызовом со стороны режиссера было стремление сделать спектакль, почти целиком сохранив текст оригинала. Весь этот богатый, плотный язык Астафьева, с просторечными словами и диалектизмами, был перенесен на сцену.

Иногда, правда, пришлось прямо по ходу действа ненавязчиво расшифровывать зрителю, что означает то или иное слово. Нельзя сказать, что эти сноски «шиты белыми нитками». Да и как же иначе?! Кто, к примеру, сегодня знает, что такое «куть»?

Тотальное сбережение текста грозило превратить спектакль в нудноватую читку, чего благополучно не случилось. Актеры постоянно говорят, при этом заполняя сцену непошлой буффонадой. Там, где у Астафьева повествование о деревенской жизни, тут, не меняя ни единого слова в тексте, возникает хорошая шутка. С юмором обыгранные мини-истории ни в коем случае не противоречат исходной книге, рассказ не то, чтобы осовременен, он красиво подсвечен.

«Фотография, на которой меня нет» стала премьерой для нового актера - Олега Корныльева. Судя по всему, спектакль рождался в муках, работа проведена немалая, а Олег пережил хорошее боевое крещение.

На мой взгляд, два других ярчайших персонажа - это учитель (Андрей Молоков) и, конечно же, все выходы Руслана Губарева, ироничного, смешного, брутального. Прекрасна Галина Латышева, сыгравшая бабушку, основного источника языковых традиций.

Я давно удивлялся, почему не часто у нас ставят великого Виктора Астафьева. Он замечательно звучит, он близок русскому, сибирскому сердцу.

А чтобы окончательно раствориться в удовольствии, придите и послушайте, как остроумно сюда вплетена музыка Баха, Эдварда Грига, когда баня Енисейской Сибири превращается в «пещеру горного короля». Ну а кто прозвучит в финале - даже не гадайте. Идите и смотрите. Сами!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить