Прогулки по городу - 27

Серия материалов о пеших экскурсиях по прошлому Канска подходит к концу.

Мы заканчиваем наш проект, так полюбившийся многим читателям. Несколько лет газета «Канские ведомости» проводила эти прогулки совместно с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным гражданином Канска, знатоком и собирателем множества историй о прошлом нашего города.

Улица Гаражная, «кирпичики»

На этот раз мы начали свой путь с улицы Гаражная. Это район старого кирпичного завода. Еще до революции здесь размещалось производство кирпича. Сырьевая база располагалась совсем рядом, именно тут добывали глину. Вся местность была испещрена карьерами. Неподалеку, в артелях, жили и трудились рабочие.

Зато на улице Гаражной построили ведомственную баню, здание которой можно лицезреть до сих пор. Зато на улице Гаражной построили ведомственную баню, здание которой можно лицезреть до сих пор. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Кирпич формовали, добавляли, как мне рассказывали, опилки, после чего сырой материал естественным образом сушили, - говорит Игорь Александрович. – Потом кирпичи обжигали, и получался очень качественный строительный материал. Судя по всему, именно из кирпича, произведенного в этих местах, построены, например, здание старой типографии в центре города, а также сгоревшие Гадаловские ряды.

Позже артели объединились, после революции организовали другой завод, работавший уже по иной технологии. Кирпич больше не просушивали, а сразу помещали в печь. Производительность была увеличена, а качество стало крайне низким. При этом, как вспоминают, всё равно кирпич шел нарасхват.

Со временем карьер для добычи глины переместили за мелькомбинат. Зато на улице Гаражной построили ведомственную баню, здание которой можно лицезреть до сих пор.

- По долгу службы в 1973 году мне приходилось заниматься этой баней, - вспоминает Игорь Матвеев. – Было много жалоб на её функционирование, а я работал заместителем председателя горисполкома. Года после 1975-го это сооружение переоборудовали в жилое помещение. Кстати, район памятен еще и государственным автотранспортным предприятием (ГАТП-1).

Дом культуры БХЗ

Теперь здесь большой жилой 9-этажный дом. Но когда-то на этом месте располагался Дом культуры биохимического завода.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Здание представляло из себя типовое деревянное строение, такое же (под клуб) выстроило себе руководство Краслага на улице Каландарашвили. Правда, заводчане проект немного доработали. Очаг культуры района гидролизного завода теплился именно в этой точке: танцы и торжественные собрания, показ кино и библиотека.

ЗБДО

В 1949 году в Канске построили литейно-механический завод. Производили здесь, например, механические редукторы, стальные задвижки, запчасти для станков бумагоделательного оборудования и многое другое.

В 1949 году в Канске построили литейно-механический завод. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Выпускали на заводе и продукцию для оборонки, поэтому он считался «номерным». Со временем назначение завода изменилось, коллектив и традиции остались прежними, ЗБДО славился своими трудовыми успехами.

Первая ГАИ

В ходе наших прогулок мы как-то уже рассказывали про «белый гараж».

- Среди пустыря ничего не было видно, только «белый гараж». Все постройки тогда возводились одноэтажные и деревянные. А «белый гараж» каменного исполнения белили, потому он и «белый», своеобразный маяк, ориентир, виден издалека. - говорит Игорь Александрович.

В конце 30-х годов прошлого века в Канске появился первый грузовой автотранспорт. Во время и после войны главным авто тут являлся ГАЗ-АА – советский грузовой автомобиль Нижегородского автозавода грузоподъёмностью 1,5 тонны, известный как полуторка. Образцом послужил американский грузовик «Форд» модели АА образца 1930 года. Вторая по популярности машина - ЗИС-5 («трёхтонка»). Этот транспорт (несколько десятков) дислоцировался именно в этом гараже, предприятии, позднее известном как автоколонна 1261. После войны появились «Шевроле» (один из таких после войны водил Герой Советского Союза Николай Чапаев) и «Студебеккеры». Последние оказались очень удачными машинами.

- Автоинспекция возникла в городе в конце 40-х годов, сначала она разместилась в центре, на улице Коростелева, потом в пожарной части напротив рынка, после – в районе завода бумагоделательного оборудования. И, наконец, обосновалась здесь. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Автоинспекция возникла в городе в конце 40-х годов, сначала она разместилась в центре, на улице Коростелева, потом в пожарной части напротив рынка, после – в районе завода бумагоделательного оборудования. И, наконец, обосновалась здесь, - объясняет Игорь Матвеев. – Поначалу инспектор был один-единственный, капитан Алексей Барбашов. Ему выделили мотоцикл М72 синего цвета. Всего в городе насчитывалось два мотоцикла.

- Мало кто теперь помнит, что в сороковых годах наши грузовики ездили на… дровах. На машинах устанавливали газогенераторы, и двигатель работал на продуктах горения – на угарном газе. Для этого из хвойных пород заготавливались небольшие чурочки, миллиметров по 80. Периодически грузовик останавливался, засыпали новые чурочки, а агрегат нужно было очищать от смолы. Еще одна деталь: государственный номер крепили на бортах, на металлической пластине желтого фона с черными буквами. Что интересно, впереди госномера не было.

Хотя и машин было мало, но Барбашов всегда умудрялся находить нарушителей. А нарушить правила можно было тремя способами: за рулем быть слишком пьяным или курить; делать «левые» рейсы; не держаться правой стороны. Говорят, когда в городе появилась первая машина с сигналами поворота (и то это были не лампочки, а выкидные флажки), многие удивлялись: зачем такое нужно?!

Превысить скорость было трудно из-за отсутствия хороших дорог. Барабаш, как прозвали его шоферы, умудрялся оказаться в нужное время в правильном месте. Алкотестер выглядел так: кулек бумаги, в который нужно было дыхнуть. Рассказывают случай, как определенно выпивший шофер отказался дышать в кулек под предлогом того, что он туберкулезник. Отпустили! К слову, водку продавали на розлив, по 100-150-200 граммов. Нередко водители начинали рабочий день со 150 граммов водки плюс кружка пива. Всё это продавалось в ларьках, который народ с иронией прозвал «С добрым утром». Открывались они в 7 утра, купить также можно было так называемый «медок», продукт брожения, поставляемый с местного пивзавода.

Алексей Александрович Барбашов через несколько лет получил помощь, инспекция начала разрастаться. Появились помощники, одному из которых Игорь Матвеев сдавал экзамены на водительские права.

Завод и сквер

За нашими спинами - центральная проходная гидролизного завода, который вошел в строй в 1943-м. Так как в 1933-м году 20-го века запустили лесозавод, в городе в избытке накапливались отходы деревообработки. Появилась возможность гидролизного производства. Опилки и щепа обрабатывались серной кислотой, и под давлением пара происходило разложение с выделением сахара. Завод выпускал технический спирт и фурфурол, которые шли на военные нужды. После войны научились производить дрожжи – на корм скоту. Именно этот завод стал градообразующим в зарельсовой части Канска.

Я тогда учился в техникуме, и один из рядов этих тополей высаживала наша смена. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Сквер заложили в 1955-м по решению руководства завода. В закладке сквера участвовали коллектив предприятия и учащиеся ближайших учебных заведений. Я тогда учился в техникуме, и один из рядов этих тополей высаживала наша смена. Помню те топольки, совсем небольшие они были. Привезли их из питомника, располагавшегося за «белым гаражом». Думается, что все тополя в городе родом оттуда. А улица Красноярская, вдоль которой проходит сквер, расположена на старице реки Тарайка.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Возможно, именно поэтому относительно недолго простояло старое здание 21-й школы: каменные сооружения сохраняются и по 400 лет. Стоящее на болоте, на ленточном фундаменте, здание начало «гулять». По улице Восточной, перпендикулярно Красноярской, по обочине от завода уходил пульпопровод, по которому первое время сливался лигнин. Серое одноэтажное строение неподалеку от заводской проходной – бывший дом первого директора завода.

СибСМУ

Мы ехали в поселок Строителей, а попали на территорию бывшего Сибирского строительно-монтажного управления. И жилье, и производственные корпуса располагались именно в этом районе. Соседство с лагерной системой обусловило то, что основной контингент, проживающий здесь, конечно, заключенные, большей частью сидящие по политической 58-й статье. Да и руководителем управления был тоже товарищ из зеков.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- В 46 году я даже побывал в этом лагере, где отбывали свои сроки «политические». Сначала я находился в другом лагере, пионерском. Там тяжело заболел. Родители узнали, что в Краслаге по своей статье сидит профессор Хохлов. В августе меня повезли сюда. Первое впечатление: территория лагеря утопала в цветах, аккуратные дорожки и бараки. Лечебный корпус оборудован весьма современно: имелся рентген, сходу взяли анализ крови. Хохлов точно определил болезнь и назначил курс лечения. Второй раз я оказался здесь, будучи студентом. Нас привели на экскурсию (!) в женский лагерь! Провели по теплицам, показали, как выращивают овощи, клубнику и прочее. Уровень и прогрессивность технологий произвели впечатление.

На базе лагерей создавались гражданские строительные организации, некоторые зэки оседали в городе, а район этот и по сей день носит название Строителей.

В нашу Гавань заходили бревна

В 30-е годы вся древесина перемещалась только путем сплава. Тарайка в те времена являлась весьма полноводной рекой. По ней и сплавлялся лес, который заготавливался сплавконторой в течение зимы, а как только Кан освобождался ото льда, бревна сплавляли сверху по течению, а здесь, на лесозаводе, их принимали и штабелировали для дальнейшей переработки. Машинами лес стали возить в годах 60-х. Место, где вылавливали кругляк, носит название Гавань.

Эти мощные металлоконструкции слишком избыточны для одних лишь пешеходов! Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Через Тарайку пролегал большой деревянный мост, по которому ходили и пешеходы, и грузовой транспорт. Мост сгнил, люди нуждались в мосте. Наконец, не так давно, новый мост был построен. Считаю, что он настолько капитальный, крепкий, что сделай его немного шире, через него можно было бы пустить и автомобильный транспорт. Эти мощные металлоконструкции слишком избыточны для одних лишь пешеходов! Нерационально: у нас есть мосты для машин худшего качества, чем этот для прогулок.

Улица Кживонь

- Смотрите, что я у себя нашел, - говорит Игорь Александрович. – Это польский журнал 1984 года, в нем материал об открытии в Канске памятника Анели Кживонь. На фото делегация из Польши рядом с руководством Канского ЛДК. А это мой отец! Он открывал памятник в числе трех ветеранов Великой Отечественной войны. Этот журнал потом поляки прислали папе. Разразился целый скандал из-за того, что заводчане позвали сюда иностранцев, ведь край у нас был «невъездной», да и сам наш город - с большим содержанием секретности. Руководство ЛДК и правда действовало самостоятельно, не через горком КПСС, понимая, что иначе ничего не выйдет.

Изначально центральный вход на лесозавод был со стороны улицы Московской, в районе горсада, где располагался железнодорожный переезд. Там же – деревянная контора. Здание за нашими спинами и центральную проходную построили только в 1960-м, когда лесозавод превратился в лесокомбинат, ЛДК. Кроме распиловки леса, начали выпускать ширпотреб – стулья, столы и проч. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Историю Героя Советского Союза Анели Кживонь мы рассказывали совсем недавно. Где-то здесь, неподалеку, она и жила, прежде чем ушла добровольцем на фронт. Здесь же стоял и завод, мощный, славный, где трудились сотни человек. Игорь Александрович помнит еще по своему отцу, как был устроен быт заводчан. Душ для работников – всего два рожка, помыться можно было по заявке директору. Домой многие шли в блестящей от смолы робе. Теперь видны только страшные руины, а памятник Анели Тадеушовне пережил и предприятие, и многое из того, о чем мы говорили все 27 выпусков наших «Прогулок».

«На фото - делегация из Польши рядом с руководством Канского ЛДК. А это мой отец!». Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Вместе мы прошагали десятки километров, обошли Канск вокруг, исходили его улицы вдоль и поперек, чтобы найти для вас что-то новое и интересное в его истории. Не исключено, что по итогам наших «Прогулок» выйдет и целая книга, которая обобщит все рассказы, опубликованные в «КВ».

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Прогулки по городу - 23

Прогулки по городу - 24

Прогулки по городу - 25

Прогулки по городу - 26. Вспоминаем прошлое Канска

Комментарии  

0 #1 Любовь 02.05.2020 00:46
Отличный проект! Спасибо Игорю Александровичу и редакции газеты за сохранение истории города!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить