Прогулки по городу - 25

Наш очередной, юбилейный, выход на улицы Канска.

Перед вами проект, который проводится газетой «Канские ведомости» совместно с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным гражданином Канска, хранителем множества историй о прошлом родного города.

Теперь можно с уверенностью говорить о том, что мы пешком прошагали весь Канск, включая его отдаленные окрестности. Добрались не только до географических потаенных уголков, но и до белых пятен в канской истории. Наше путешествие подходит к концу, осталось совсем немного. Но это «немногое» тем не менее, как всегда, очень интересно!

До «Медведя»

Кольцо под путепроводом теперь - бойкое место. Здесь и гостиница, и столовая, и возможность остановки для дальнобойщиков и всех желающих. Всё это находится прямо на трассе, что очень удобно.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Тут есть своего рода связь, ведь и раньше данная площадка имела прямое отношение к автоперевозкам. Все эти здания и производственные помещения с 60-х до 80-90-х годов прошлого века являлись частью государственного автотранспортного предприятия, так называемого ГАПТ-3.

Далее, за постройками и боксами, располагалась база «Таеженского продснаба». Ее история неожиданным образом уводит нас к советскому атомному проекту. Как известно, сразу после Великой Отечественной войны власти стали заниматься разработкой ядерного вооружения. Напомним, в качестве ядерного сырья использовали моноцит, его добывали под Канском, в Таежном. При обогащении моноцита можно было получать ядерное топливо. Для работников этого предприятия организовали особое снабжение продуктами и промышленными товарами.

Поставкой занимался тот самый «Таеженский продснаб». Кстати, от этого подразделения был и магазин в центре Канска, на рынке. Мы уже касались этой темы в одном из первых выпусков наших прогулок.

Путепровод через Транссиб: объект, который ждали

Наверное, уже выросло поколение людей, которое не помнит тех страшных пробок, возникавших в месте пересечения федеральной дороги и Транссибирской магистрали. Кризис наступал постепенно, с увеличением числа автомобилей. К 90-м годам необходимость строительства путепровода стала очевидной.

Мы стоим на том месте, где проходила дорога. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Я еще помню те времена, когда, уже работая в газете, вынужден был ездить в управление местной полиции за сводками и прочими новостями. Интернета тогда почти не было, а если и был, то не у всех. Так вот в день выпуска очередного номера в печать, когда каждая минута на счету, нам приходилось минут по 30 простаивать в огромной пробке, так как переезд был закрыт из-за прохождения очередного железнодорожного состава. Сколько нервов, сколько времени было оставлено на этой дороге…

Стройка путепровода наконец-то началась в 1998 году.

- Возведение объекта начали в морозы, - рассказывает Игорь Александрович. - Скважины под эти опоры бурили глубиной 20-25 метров вниз, до скального грунта. Я тогда руководил Канской ТЭЦ. С предприятия «Мостоотряд №5», которое строило путепровод, обратились ко мне за помощью. Нужна была горячая вода, чтобы бетон не застывал. Воду привозили в цистернах, даже бесплатно, ведь всё делали, лишь бы переезд скорее построили. А когда стали строить насыпи, то со станции сюда возили и золу, которую смешивали с грунтом, в результате чего образовывалась плотная консистенция.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Первый транспорт пошел по путепроводу в 2002 году. Теперь он стал привычным и для горожан, и для всех, кто двигается по трассе на восток или на запад. А старая дорога уже и неразличима, трудно поверить, что когда-то именно здесь напрямую двигался транспорт…

Всё здесь вокруг техники

Когда началась коллективизация, стали организовывать машинно-тракторные станции, тогда появился первый государственный транспорт на предприятиях и возникла необходимость в снабжении техники запасными частями. В 50-х годах на улице Залесной, куда мы направились, появилось предприятие «Сельхозтехника», снабжавшее запасными частями комбайны и тракторы по всей округе.

После «перестройки» всё изменилось, но на месте одного предприятия появилось другое, которое несет примерно ту же функцию и называется «Агропромснаб». Эта компания действует успешно, снабжает клиентов не только запчастями, но и современной техникой, имеет тесные экономические связи с разными городами, а также с Белоруссией.

Мост через Иланку

По пути к нынешнему «Агропромснабу» мы проехали небольшой мостик. Это один из мостов через речку Иланка, которая петляет по всей восточной стороне Канска.

Пользуясь случаем, обсуждаем происхождение названия этой реки. По одной из версий небольшая речушка Иланка в переводе с одного из местных языков означает «змея». Это вполне логично, ведь речка отчаянно изгибается то в одну, то в другую сторону.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Но более реальна другая версия. Хотя на протяжении всех сорока двух километров длины Иланка не имеет ни одного прямого участка, название речки с пресмыкающимися не связано. Легенда говорит, что в давние времена жил один туземный князек. Есть разные варианты, как его могли звать, ведь и записывать лингвистические наблюдения в этих местах тогда было некому. Не казакам же. Поэтому имя князька произносили по-разному: «Илан», «Оилан», «Айлан» и даже «Олень». Зато реку Иланку мы однозначно называем Иланкой.

Не только связью с древними и сомнительными в плане существования легендами знамениты эти места. Совершенно реальные, шумные и пыльные фуры облюбовали эту дорогу. Тут намечалась объездная магистраль в северном направлении вокруг Канска.

Дорогу мимо Соленого озера и правда проложили. Но это, скорее, направление, чем трасса. Не получив федерального значения, она оказалась технически почти непригодной для такой эксплуатации. Однако поток грузовых машин всё равно не иссякает. Настоящая «дорога смерти», где от пыли задыхаются и местные жители, и природа, и сами водители…

- Вопрос по дороге долгий и больной, требующий скорейшего решения, - говорит Игорь Матвеев.

Места санаторные…

Продвинувшись далее, в глубь Залесной, мимо соснового бора (кстати, это продолжение известного всем Канского соснового бора, по сути - один лес), Игорь Александрович просит остановиться. Эти места памятны ему лично.

Где-то в этом бору располагался первый пионерский лагерь. Тут ловили беглых пионеров, захотевших на домашние харчи. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Соленое озеро, в честь которого называется этот район, в довоенные годы и после войны, имело большое значение, - вспоминает Матвеев. – Это сейчас озеро утеряло свою медицинскую роль, а в те времена грязи соленого водоема использовались для лечения. Здесь размещался травматологический санаторий, грязями лечили болезни суставов, артрозы, артриты и многое другое. И не только тут, но и в городских больницах.

Тут был техникум?

- Здесь строился техникум коммунального хозяйства. Задумка такая родилась у властей годах в 80-х. Выстроили котельную, корпуса, а для студентов предусмотрели общежития, - рассказывает Игорь Матвеев.

За нашими плечами - здание управления внутренних дел. Здесь мог очутиться техникум коммунального хозяйства, но жизнь распорядилась иначе. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Но реализоваться всему этому комплексу было не суждено. Причина привычная, и она уже не раз звучала во время наших прогулок, проходя по ним лейтмотивом. 90-е годы всё изменили.

Позже стены всё же достроили, закипела жизнь. Теперь управление полиции располагается именно тут.

Общежития превратились в обыкновенные жилые дома. В этих кирпичных домах сейчас проживают горожане, а котельная снабжает теплом 15-ю школу.

Детство лагерное

Первый пионерский лагерь возник в этих местах еще до войны.

Район Соленого озера, которое славилось лечебной грязью. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Мне было 9 лет, когда в 1946 году меня отправили в этот пионерлагерь, - рассказывает Игорь Александрович. – Времена были тяжелые, конечно. Помню корпус с выбитыми стеклами. Моя кровать стояла возле разбитого окна, а дверь была открыта.

На сквозняке Игорь Матвеев простудился, получил мощный бронхит. Пришлось мальчика срочно эвакуировать домой. Впрочем, похоже, он не слишком сожалел о том, что его пионерлагерное время завершилось раньше. Ведь, как он говорит, там кормили детей скудно и весьма невкусно. Поэтому ребятня часто сбегала. Беглых детей отлавливали по всему району Соленого озера. Было и такое, что маленький Матвеев прибегал домой, чтобы просто поесть. Все три раза бабушка велела идти назад, ведь «тебя там потеряли».

Нефтебаза

Мы уже говорили о том, что распространение автопарка повлекло за собой появление целой системы снабжения запчастями. То же самое и с горючим.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- В 30-е годы построили отдельную ветку железной дороги, по которой на эту базу стали подаваться цистерны с горюче-смазочными материалами – бензин, дизельное топливо, масло, - объясняет Игорь Матвеев. – Снабжение колхозов производилось так: бензовозы доставляли горючее до промежуточных баз в больших деревнях. А оттуда уже 200-литровые бочки везли на телеге на лошадях. Много ли так увезешь? Не стоит и говорить, что вся телега была пропитана горючим!

Про экологию тогда никто не думал. Это привело к тому, что в 90-х годах во всех грунтовых водах в районе предприятия обнаружили нефтепродукты.

Видимо, какие-то емкости были разгерметизированы, горючее уходило в землю. Доходило до того, что местные жители, которые брали воду из колодцев, вместо воды поднимали в ведрах бензин и керосин. Чтобы избежать взрывов, колодцы были засыпаны. Возник вопрос, соответственно, водоснабжения. Пришлось проводить водопровод.

- Когда я работал директором ТЭЦ, я заинтересовался радужной пленкой, которая плывет по правой стороне Кана, - вспоминает Матвеев. – Грешили на ХБК, на себя, но стали смотреть выше по течению и вышли на этот район.

Текстильщики на Шоссейной

Влево от улицы Шоссейной уходит улочка с именем Чернышевского.

- Это поселок Текстильщиков, - удивил нас Игорь Александрович. Мы не ожидали встретить здесь такие названия. До Стрижевого рукой подать, и вдруг – Текстильщики!

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Для работников ХБК начали массовое строительство жилья, возводили дома не только по улице 40 лет Октября, но и тут. Брусчатые двухквартирные дома скоро начали принимать семьи специалистов-хлопчатобумажников. Дома здесь появились в конце 40-х – начале 50-х годов. Райончик был всем хорош, люди получали еще и приличные, соток на 10, приусадебные участки. Правда, ходить до работы приходилось пешком! Даже мотоцикл был редкостью.

Но детишкам много ходить не понадобилось, вскоре для них выстроили школу, которая носит номер «15».

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Прогулки по городу - 23

Прогулки по городу - 24

Прогулки по городу - 25

Комментарии  

+1 #1 Татьяна 02.03.2020 16:32
Класс!!! Спасибо,Игорь Александрович!О чень-очень интересно!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить