Прогулки по городу - 24

Какие истории помнят канские улицы и дома?

Мы продолжаем серию материалов «Прогулки по городу». Напомним, что в течение нескольких лет «Канские ведомости» путешествуют по улицам родного города в компании с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска.

Игорь Александрович - знаток наших мест, коренной житель города, он непосредственно принимал участие в его строительстве. Здесь жили и его предки, из рассказов которых он помнит немало.

Наши походы близки к финалу: вместе с Игорем Александровичем мы прошли почти весь город, а теперь исследуем места в отдалении, на периферии Канска. Рассказали про район, получивший название «МЖК», побывали на руинах Дома культуры Солнечного, Мелькомбината, мебельной фабрики, заехали на улицу Шабалина, где увидели то, что осталось от старого Московского тракта, обсудили судьбу бывшей базы краевого потребительского союза. Об этом можно прочитать в предыдущих выпусках.

Многое уже за спиной, но у нас еще есть о чем рассказать.

Озеро на Окружной

Интересен сам факт наличия здесь известного горожанам озерца, где временами можно увидеть уток, а также более редкую птицу, например, колпиц.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

В свое время это была система озер, куда стекала вода с Московской горы.

Но потом проложили дорогу (улица Окружная), которая являлась своего рода плотиной, стала задерживать потоки воды. Теория, что это лишь талые воды, не выдерживает критики. Летом такое озеро должно было бы высыхать. Однако озеро никуда не исчезает. Правда, каждый год уровень воды в нем варьируется. Так, например, прошлым летом вода была не очень высокой.

Есть даже мнение, что на этом участке проходит водовод, вот он и пропускает. Очень странное, спорное утверждение. Скорее всего, это место, где раньше было болото или озеро (уровень грунтовых вод здесь высок), а теперь еще тут собираются и талые воды.

Район Рабиновича

- Жилой сектор, который тянется вдоль улицы Окружной, появился тут благодаря директору лесокомбината Феликсу Исаковичу Рабиновичу. В 1973 году он вышел с инициативой в горком КПСС. Рабинович предложил, чтобы этот участок был выделен для строительства жилых домов работникам лесокомбината. Предложение приняли, лесокомбинат вместе с профсоюзом начал строить двухквартирные дома из бруса.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Весь пиломатериал поставляло предприятие. Затраты были минимальными. Работники комбината получили жилье. Так появился весь этот микрорайон. К слову, район имел в народе название «Болотка». Поэтому версия происхождения озера неподалеку представляется очень логичной.

ПАТП

Кто бы мог подумать, но Канское пассажирское автотранспортное предприятие – одно из старейших в городе.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Изначально на этом месте базировалось просто автопредприятие. Здесь находился грузовой транспорт, это было до войны и сразу после нее, - говорит Игорь Александрович. – Как пассажирское это предприятие стало формироваться в послевоенные годы.

Город разрастался, индустриализация широко шагала по Сибири. Начинался городской транспорт с малого. Например, на хлопчатобумажный комбинат ходило всего два автобуса. Причем оба они были трофейные, появившиеся в стране после победы над Германией.

В Кан-Перевозе и на ХБК, а также на ремзаводе уже развернулось достаточно большое производство, работающих в той части города стало предостаточно, но автобусов не хватало. Всего два, да и вместительность у них было невелика, максимум – 30 пассажиров! И люди ходили домой на левый берег (в старый центр) пешком, ведь дождаться и сесть в такой автобус – это было целое событие.

В 1954 году в Канске появилось два отечественных, уже не немецких автобуса. Это был другой уровень развития транспортной сети. Всего на Канск тогда приходилось четыре автобуса для перевозки людей.

А в сторону гидролизного завода от центра Канска ничего не ходило, «люди сообщались пешим порядком». Это касалось и других предприятий, других районов. Первые асфальтовые тротуары в городе начали строить в 1951 году. Некоторые улицы в то время только укладывались булыжником, но на других полотно покрывали асфальтом.

Со временем предприятие развилось, оно и до сих пор функционирует, конкурируя с частными перевозчиками. Первые маршрутные автобусы вышли на улицы города в начале 60-х годов. Кстати, примерно в то же время была установлена воздушная связь Канска с Красноярском – случилось это в 1958 году. Самолёты стали летать в соседние города и районы, в том числе и по Канскому району.

Озеро Долгое

- Вблизи от нынешнего поворота с Окружной на улицу Эйдемана когда-то располагалось красивое озеро Долгое. Оно имело серповидную форму, на озере водилось большое количество дичи, особенно во время миграции: кулики, чибисы, гуси и прочая птица.

Вблизи от нынешнего поворота с Окружной на улицу Эйдемана когда-то располагалось красивое озеро Долгое. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

После того как ввели в производство гидролизный завод, сюда по улице Восточной направили трубу. Весь лигнин, точнее лигнинная пульпа – отходы гидролизного производства, сбрасывался в это озеро. Труба была деревянной, сделанной как бочка. (Металл во время войны был очень ценен.) В результате менее чем за 20 лет озеро было полностью заполнено лигнином, заросло травой и исчезло как таковое. Вскоре запретили и трубу.

- Напротив, через дорогу, на пустыре, был огромный склад для сена. Большинство горожан послевоенного времени (а тем более и довоенного) держали хотя бы одну корову. Для скота нужно было сено. Во избежание пожаров сено хранили подальше от жилья, на этом отдельно стоящем полигоне. Имелся и специальный работник, следивший за пожарной безопасностью, а также за сохранением самого сена. У многих тут был свой зарод или копна. За сено нужно было платить, но это была минимальная сумма.

Городская больница

- Больница начала принимать больных в 1954 году. Мне тоже довелось лежать здесь, когда приключился аппендицит. Больница проработала до 90-х годов.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Этот объект здравоохранения имел большое значение для города и района. Сейчас здание стоит необитаемое, а по его внешнему виду, по воротам и фасаду и теперь можно определить монументальность архитектуры той эпохи.

Кан-перевоз

Мы переместились в другую часть города. Здесь еще осталось немало местечек, оставшихся без нашего внимания.

В этом районе до начала 60-х годов находилась двухэтажная деревянная школа. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Например, поворот улицы Василия Яковенко, откуда начинается улица Магистральная. Здесь до начала 60-х годов находилась двухэтажная деревянная школа. На смену ей в районе Кан-Перевоза возвели новую школу, получившую номер 19.

Примерно на месте дома №27 стояла церковь. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

- Примерно на месте дома №27 стояла церковь. С тех пор район, разумеется, изменился очень сильно. Теперь тут спальные микрорайоны. А я еще помню, как с ребятами мы ходили на Иланку купаться и рыбачить.

Церковь и черный пиар

В конце 50-х годов прошлого века в стране снова начались гонения на церковь. Начали закрывать храмы и церкви. Главный канский храм тоже был закрыт. Чтобы всё-таки подыскать место, где бы верующие могли молиться, организовали церковь на Иланке. Был такой священник Игорь Сойка, его вспоминают как высокого, статного мужчину с окладистой бородой, лет сорока. Он изыскал возможность построить тут молитвенный дом.

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

В мае 1964 года приступили к строительству. Культовое сооружение умудрились построить дней за сто: добровольцев было очень много, а работали они бесплатно. Сойка на свой страх и риск решил поставить на молитвенном доме настоящую церковную маковку, купол.

Начались возмущения, ведь ему не разрешали строить церковь. В газете появилась фотография – сфабрикованный коллаж, на котором священник предаётся утехам на берегу Кана в компании девиц с низкой социальной ответственностью. Купальники, бутылка водки – компромат был серьезный. В общем, священник вынужден был уехать из Канска.

Тем не менее церковь осталась, существует до сих пор, и на ней красуется уже не одна, а несколько маковок с крестами.

Рядом с церковью, как известно, есть кладбище. Оно интересно еще и тем, что там похоронены умершие от ранений в многочисленных канских госпиталях. Надеемся, накануне очередного победного юбилея место захоронения будет приведено в порядок. На самом деле, в контексте памяти Великой Победы, это одно из самых значимых мест в Канске и Канском районе.

Геологи

Ивановская геологоразведочная экспедиция имела значение не только для города, но и для всего края. Геологи вели работу и в Саянах, и в Абанском районе, и во многих других частях Красноярского края. Например, в Абанском районе были найдены и описаны большие залежи бурого угля. Документы отправили в Москву. В то время решалось, где начнется строительство мощнейших станций. Выбирали, на каком угле строить – или на абанском, или на березовском. Решили на берёзовском.

Проходная Ивановской геологоразведочной экспедиции. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Известно, что сначала рассматривали вариант строительства шести станций, каждая из которых мощностью равнялась бы Красноярской ГЭС. Но ученые засомневались в безопасности строительства таких мощностей для природы, для атмосферы. Построили только одну станцию – Березовскую ГРЭС.

Возможно, хорошо, что документы на Абанский район припозднились в Москве. Экология нашего региона была спасена. Тем не менее работа ряда работников Ивановской геологоразведочной экспедиции была признана партией и правительством. Например, Иван Петрович Дикий, трудившийся здесь главным инженером, получил государственную премию, позднее он стал почетным гражданином нашего города. Кроме Дикого, экспедиция оставила истории много славных трудовых имен.

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Прогулки по городу - 23

Прогулки по городу - 24

Прогулки по городу - 25

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить