Прогулки по городу - 23

Это очередная серия исторического странствия по закоулкам нашего города, в которое мы отправляемся в компании с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска. Сегодня мы продолжаем исследование зарельсовой части города, славной не только нынешними проблемами, но и богатым прошлым.

Хлебная база №16

Мы находимся рядом с местом бывшего переезда через Транссиб. 1 января 1897 года было открыто рабочее движение поездов через Канск. Через 45 дней в город прибыл первый пассажирский поезд.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Тут проходила дорога с запада, Московский тракт вливался в городскую дорожную сеть, образуя, соответственно, улицу Московскую. Об этом мы подробно рассказывали в предыдущем выпуске.

Если предполагать, что Братский перевоз (через реку Кан на месте нынешнего Кан-Перевоза) существовал еще до образования Канска, то и улица, де-факто, старше самого города.

- Я это место хорошо помню, потому что, когда учился в старших классах, нас привлекали для работы. Попросту, перелопачивали зерно. Это была база государственного хранения зерна, имела стратегическое значение, здесь был элеватор, всё, как полагается…

Со временем, к концу века, это предприятие потеряло актуальность. Теперь здесь, как это часто бывает в нашем городе, очередная контора, связанная с лесоматериалами. Так и получается, что был государственный резервный хлеб, а стал частный лес.

«Кондитерка»

Наше путешествие лишний раз наталкивает на воспоминания о том, какие промышленные изобилия, производственная мощь существовали на том месте, где теперь заброшенные корпуса, руины и разрозненные лавочники да «лесники». Очередной наш пункт - бывшая кондитерская фабрика, вывеска про которую до сих пор висит на кровле, напоминая известный каждому горожанину (и не только) логотип макаронной и сладкой продукции.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Разного рода кондитерские цеха располагались в других частях города, например, бисквитный цех. Потом их решили объединить и усилить пищевое производство в Канске. Пряники, конфеты, карамель, сахарное печенье и многое другое. Для того времени это был колоссальный прорыв.

История Канской кондитерской фабрики подошла к концу в начале 2000 - х. Всеобщий упадок усилился фактором конкуренции, поступлением импорта, новыми технологиями и упаковкой, с которыми «кондитерка» не могла конкурировать при всем желании.

Согласно справке, хранящейся в фондах музея, Канская кондитерская фабрика была основана в 1952 году, выделившись из горпищекомбината как самостоятельное предприятие. Производственная мощность предприятия составляла 300 тонн макаронных изделий и 50 тонн кондитерских изделий в год. Производство постепенно механизировалось, но еще в 60 - е гг. XX века многие процессы были основаны на ручном труде.

По данным Канского краеведческого музея.

«Мелюшка»

Мы стоим перед фасадом бывшего комбината хлебопродуктов. По крайней мере, это последнее название предприятия. В 30-х года прошлого века в связи с развитием сельского хозяйства в округе приняли решение строить новый комбинат. Он занимался приемкой зерна, его обработкой, сушкой и переработкой. Из пшеницы делали муку, из овса, гречихи - крупу.

В 1937 здесь случился пожар, о котором мы рассказывали.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

В 60-х годах к основному зданию пристроили силосные колонны. Предприятие развивалось, но пришло в упадок после «перестройки», сегодня оно функционирует в плане обращения с зерном совсем слабо. Аграрии предпочитают хранить зерно у себя. Это дешевле и надежнее. Большие элеваторы никому не нужны.

Пороховые склады

- В районе старой трассы (бывшего Московского тракта) был пороховой погреб. Располагался он примерно напротив хлебокомбината, по другую сторону дороги, ближе к городу. В царское время здесь были арсеналы.

Знает ли водитель этой легковушки, что сейчас он едет по первой дороге города, через которую сюда приехала человеческая цивилизация? Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Мне приходилось бывать около этого, оборудованного каменной кладкой, порохового погреба.

В те времена, когда погреба закладывали, это место считалось удаленным от города. Кругом не было ничего, пустырь.

Был «край», стал «рай»

Вблизи от перекрестка между улицами Шабалина и Гаражной мы решили задержаться, и вот почему. Дело в том, что эти здания напоминают нам о развитии так называемой «потребкооперации». Слово незнакомое для нового поколения. Наверное, даже не для одного. Из села государство закупало пищевые ресурсы, а взамен в деревню поставлялись промышленные товары.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Мы рядом с бывшей базой краевого потребительского союза. В городе эта база располагалась на улице Урицкого, рядом с «табачкой». Со временем там стало тесно, в 1954 году решили базу перенести сюда. А на место «край», пришел «рай» - Райпотребсоюз.

Хлебная тема сопровождает нас весь сегодняшний день. Так и сейчас: рядом с базой теперь трудно разглядеть присутствие бывшего хлебозавода. Но он тут был: после того, как самый первый хлебозавод перенесли с места, где ныне городская администрация и музыкальная школа, предприятие построили на Шабалина, называлось оно «Хлебокомбинат». В середине 70-х годов горячие душистые булки начали поступать на городские витрины.

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить