Прогулки по городу - 22

Это новый выпуск наших прогулок вместе с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска, знатоком города, с которым «КВ» совершают пешеходные экскурсии по прошлому Канска. Мы прошагали почти уже весь город, но остались отдаленные места, представляющие интерес для наших жителей.

МЖК

Район, получивший название «МЖК», тоже вписан в историю, хотя это один из самых молодых спальных районов города (с учетом того, что их почти перестали возводить). Еще в 70-х годах прошлого века на месте МЖК располагалась городская свалка. Горы мусора, бытовых отходов громоздились тут высокими хребтами.

Первым делом тут построили малосемейное общежитие, известное теперь как «малосемейка». Начали строиться одна за другой пятиэтажки, а свалку перенесли на Абанскую гору. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Но потом сюда пришел город. Появились Северо-Западный и Солнечный, а потом и МЖК, молодежный жилищный комплекс, который построили на пустыре. Первым делом тут построили малосемейное общежитие, известное теперь как «малосемейка». Начали строиться одна за другой пятиэтажки, а свалку перенесли на Абанскую гору. Да и ту свалку уже закрыли, заменив недавно открывшимся полигоном твердо-бытовых отходов.

Слева от района МЖК появилась опорная подстанция, с надежным энергоснабжением которую построили для дальнейшего развития города и востока края.

Руины Солнечного

Орловско-Берлинская ракетная дивизия стратегического назначения была передислоцирована в Канск в начале 80-х годов. Перевели ее сюда из Прибалтики, видимо, предчувствуя ухудшение отношений с прибалтами.

Дом культуры Красной Армии, большой магазин — всё это осталось на балансе армии, пришло в запустение и теперь является памятником бесхозяйственности. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Ракеты средней дальности по классификации США «СС-20», начали ликвидировать после подписания Рейганом и Горбачёвым соответствующего договора между США и СССР. Ракеты без заряда запускались несколько раз в сутки, падали они где-то на Камчатке. Вооружение заменили.

А когда всё начиналось, военным отвели земли сельскохозяйственного назначения, вся эта обширная территория стала развиваться в мощную инфраструктуру. В том числе и объекты культурного назначения, которые до сих пор существуют тут, только в ужасном постапокалипсическом состоянии.

Когда дивизию расформировали и ракетчики ушли из Канска, многие говорили о том, что не должна повториться история, которая случилась в первом военном городке, превратившемся в руины. Всё повторилось почти в точности. Только жилой фонд отдали городу. Дом культуры Красной Армии, большой магазин - всё это осталось на балансе армии, пришло в запустение и теперь является памятником бесхозяйственности.

- Власти города неоднократно писали письма в Москву, чтобы вопрос решили положительно, - рассказывает Игорь Матвеев. Но вопрос так и не решён. Пропали огромные деньги налогоплательщиков.

Памятник Ленину, кстати, одно время вывезли отсюда, но потом почему-то вернули. Однако выглядит он совсем неухоженным.

Валенки, валенки...

Мы держим путь в сторону бывшего кожевенного завода, что на Тасеевском тракте. По дороге проезжаем мимо острова Стариково, почти полностью занятого дачным хозяйством. Однажды, в 60-х годах, решено было дать людям возможность выращивать свою продукцию. Стали нарезать участки земли площадью в шесть соток. Домик не должен был занимать большой площади. Были условия, чтобы на участке выращивали овощи, картофель. Лимитировалось даже количество кустарников, которые можно было высаживать на даче. Не дай бог, если кто-то засадил половину своего огорода, например, малиной. Такие прецеденты потом разбирались на заседаниях профсоюза. Могли и отобрать участок. Правда, скоро все запреты были позабыты, люди стали садить то, что им нравилось.

Строили, строили фабрику, а потом пришла перестройка, деньги закончились, фабрику бросили, её остов так и остался белеть среди заросшего бурьяном поля. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Дачи здесь стали строить где-то в 1961 году, - вспоминает Игорь Александрович. - Раньше остров был полностью необитаем, голая земля, на которой для своей скотины заготавливали сено местные жители.

В начале 80-х годов плановая экономика страны, очевидно, зафиксировала дефицит валенок в стране. Фабрику по производству валенок начали строить рядом с кожзаводом. Был назначен и директор, который строил предприятие. Им был Анатолий Туровец, до этого он возводил электроподстанцию, упомянутую нами при рассказе о МЖК.

Строили, строили фабрику, а потом пришла перестройка, деньги закончились, фабрику бросили, её остов так и остался белеть среди заросшего бурьяном поля. Потом демонтировали и эти бетонные колонны, нашелся предприимчивый хозяин и для них.

Что касается самого кожзавода, то до него в городе существовало несколько артелей, но потом построили новый современный завод. Теперь и завода тоже нет.

По другую сторону от кожзавода разместили завод легких металлических конструкций. Эти конструкции пользовались колоссальным спросом. Завод был полностью загружен, он снабжал своей продукцией всю Сибирь и Дальний Восток.

Многое, о чем мы говорим во время наших прогулок с Игорем Матвеевым, перестало существовать. Даже не верится, что здесь, в Канске, была такая мощная промышленность. Ну а там, где когда-то создавалась продукция из натуральной кожи, теперь работают с лесом, вблизи заводских корпусов можно встретить граждан Китая.

За чистый Кан

В конце 50-х годов правительство решило построить в районе Заозерного крупный комбинат по обогащению урана. Завод построили, вокруг него стали формировать инфраструктуру. Тут обнаружилось, что качество воды, которую забирали из Кана, ни на что не годно. В основном воду портили предприятия Канска, который стоит выше по течению реки. Большую лепту в это, в частности, вносил гидролизный завод.

Очистные сооружения построили неподалеку от ЗЛМК и кожзавода. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Решили за счет средств министерства обороны и министерства среднего машиностроения построить в городе очистные сооружения. Построили их неподалеку от ЗЛМК и кожзавода. Ввели в строй в начале 80-х годов прошлого века. Но очистные в Канске работали крайне не эффективно. Бывало даже, что в Зеленогорске запрещали людям купаться в реке Кан. Сегодня, когда биохимический завод не работает, экологическая обстановка значительно улучшилась.

Новый мост

Западная объездная дорога, по которой мы ездим через так называемый до сих пор «новый мост», появилась также благодаря военным. Совершать все маневры через город (в том числе возить ракеты) было крайне неудобно. Решили строить новую дорогу и мост.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Кстати, при строительстве моста было сужено русло реки. Во время паводка в этом месте происходил большой разлив воды. Чтобы избежать наводнения, с одной стороны дорогу взорвали и уложили там водопропускные трубы.

Искусственный сосновый бор

Небольшая опушка из не очень высоких сосенок на въезде в Канск со стороны Московской горы - этот лес имеет рукотворное происхождение. До 70-х годов тут было чистое поле, пасли скот. Заместитель председателя горисполкома Ефим Онишко предложил всё это пространство превратить в лес. Так и сделали.

Но полноценного соснового бора не получилось: за ним нужен был соответствующий уход. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Поле было засажено мелкими двухлетними саженцами сосны. Но полноценного соснового бора не получилось: за ним нужен был соответствующий уход. Каждую весну кто-то поджигал сухую траву, молодые сосенки гибли. Остались только эти несколько десятков деревьев. И сейчас по ним видно, что все они одинакового возраста.

В память о Московском тракте

Участок улицы Шабалина - обычная грунтовка, которая идет перпендикулярно железной дорог, - это то, что осталось от старого Московского тракта. Теперь это забытая неприметная улочка. Когда-то в город заезжали именно здесь.

Участок улицы Шабалина - обычная грунтовка, которая идет перпендикулярно железной дороге, - это то, что осталось от старого Московского тракта. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

По другую сторону от Транссибирской магистрали путь продолжался, ныне та часть тракта зовется улицей Котляра, которая потом поворачивает на улицу Московскую, взявшую название от тракта.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Тут путники, едущие с запада, переезжали через железную дорогу. В начале 70-х годов XX века железнодорожники заговорили о том, что держать несколько переездов городу слишком накладно. Этот переезд решили закрыть. Построили объездную дорогу, известную сейчас как Окружная, которая идет мимо старого городского кладбища. Весь поток транспорта со стороны Красноярска стал выходить на переезд на улице Эйдемана. Позже появился виадук, мы рассказывали про него в во время одной из наших прогулок.

Первым делом самолеты

Мы находимся на дороге, которая, очевидно, будет частью южного обхода города. Его строят вовсю, и, когда, наконец, введут в эксплуатацию, город избавится от бесконечных фур и большегрузного транспорта.

«Увидели, что летит тройка самолетов. Вдруг один из самолетов стал пикировать прямо на нас. Мы так перепугались, попрыгали в канаву. Летчик умудрился выровнять машину уже перед самыми домами». Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Слева от этой дороги раньше был старый военный аэродром, существовавший тут до 50-х годов. До войны и сразу после нее на аэродроме базировались У-2, они же «кукурузники», ИЛ-2 и «Дугласы». Также аэродром был перевалочной базой американских самолетов, поставляемых для СССР по лендлизу.

- Однажды мы, будучи пацанятами, гуляли на улице Пролетарской, - рассказывает Игорь Матвеев. - Увидели, что летит тройка самолетов. Вдруг один из самолетов стал пикировать прямо на нас. Мы так перепугались, попрыгали в канаву. Летчик умудрился выровнять машину уже перед самыми домами. Наверное, во время перегона что-то случилось с управлением.

Сразу после войны здесь готовили стрелков-радистов, а также тут была школа военных переводчиков. Эту школу закончили известные потом в Канске люди - Василий Провоторов и Александр Чесноков.

- Мы однажды видели, как проходили тренировки стрелков. Летел «Дуглас» и тащил за собой гондолу, заполнявшуюся воздухом. Она являлась мишенью, которую расстреливали со штурмовиков. Как-то раз мы с отцом поехали за сеном и видели такие учения.

Командиром полка был дважды Герой Советского Союза Иван Воробьев. Во время войны он сделал больше 400 боевых вылетов. Жена его была стрелком-радистом. Они вместе летали, вот такой у них был семейный подряд. У Воробьева имелся свой личный самолет, на нем он летал к себе домой на Украину. Курсанты говорили, что достаточно полетать с ним месяц, и не нужно никаких академий.

К сожалению, ни одного из тех самолетов в Канске не сохранилось, а то можно было бы поставить на пьедестал ИЛ-2 в память о том, какие люди жили и работали в нашем городе.

Мебельная фабрика

Ходить по историческим местам в Канске, это, к сожалению, зачастую всё равно что ходить по руинам. Наш следующий пункт назначения - бывшая мебельная фабрика на улице Шабалина. Вернее то, что от нее осталось: кирпичный корпус с зияющими пустотами вместо окон и дверей.

Наконец, мебельная фабрика вошла в строй. 
Это было новое, технологичное предприятие. Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Раньше мебельный цех находился на улице Кайтымской. Там выпускали самую примитивную мебель, которой крайне не хватало людям. Потом, когда город стал интенсивно строиться, горожане начали получать квартиры, которые нужно чем-то обставлять. Нехватка мебели встала еще острее. Поэтому назрела необходимость строительства новой мебельной фабрики, чтобы граждане могли купить себе элементарные столы, стулья и шкафы.

Работы шли непросто и очень долго. Начали возводить фабрику в начале 60-х годов, стройку несколько раз останавливали из-за проблем с финансированием. Наконец, мебельная фабрика вошла в строй. Это было новое, технологичное предприятие. Производимая продукция распределялась по всей стране, но и городу кое-что перепадало. Например, городские школы стали оснащать мебелью, которую делали тут, в Канске. Закат фабрики совпал, конечно, с началом так называемой «перестройки».

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить