Прогулки по городу - 17

Мы продолжаем серию материалов об истории Канска.

Напомним, что «Канские ведомости» путешествуют по улицам родного города в компании с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска. Игорь Александрович много знает о Канске, он лично принимал участие в его судьбе.

Покидаем Северный микрорайон, о котором много сказано в прошлом выпуске «Прогулок». Наш путь лежит в глубь правобережья, которое всё почти нанизано на длинную улицу 40 лет Октября (в прошлом - улицу Текстильщиков). Большой жилой массив Кан-Перевоза остается позади нас. Застраиваться он начинал силами хлопчатобумажного комбината.

Острог. Начало

Канский острог был поставлен красноярским атаманом Никифором (Милославом) Кольцовым. Из отписки красноярского воеводы Фёдора Мякинина в Сибирский приказ: «…а в Коттовской, государь, земле в Кану на Брацком перевозе, посередь земель, которые преж сего тебе, государю, ясак давали… острог поставлен во 145 году, октября в 5 день. И в том, государь, остроге на годовой живёт служилых людей по пятьдесят человек…».

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

По современному календарю днём рождения города является 18 октября 1636 года. После стычек с местным противником острог был частично сожжён. В 1697 году его отстроил заново атаман Михаил Кольцов.

«Острог конца семнадцатого столетия стоял на правом, восточном, берегу Кана и представлял собой деревянное безбашенное укрепление, в середине которого стояла небольшая церковь с пристройками», - пишет в своей книге «Канск. Градостроительная летопись» Владимир Царёв. Тракт прошел по дороге, по которой Милослав Кольцов и Елисей Тюмецев повели из Краснояского острога отряд в 330 человек на борьбу с бурятским «князцем Оиланом», он вторгся в Канскую землю и разорил её. Бой продолжался два дня, и преимущество в технологиях - огнестрельное оружие - помогло русским победить. Есть версия, что название реки Иланка связано с Оиланом.

Скорее всего, строить острог решили там, где под рукой имелся лес. А лес тут был повсюду. С началом строительства тракта там понадобилось большое количество рабочей силы, лошадей. После противостояния с с врагами появилась возможность заниматься сельским хозяйством, что было проблематично в тайге правого берега.

Кожзавод

По правую руку от нас, за 9-этажкой с магазином «Старт», находился кожевенный завод. Кожзаводов на самом деле было два - один за «Стартом», другой - в районе нынешнего мясокомбината, назывался он артель «Сибиряк».

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Кстати, канский острог, самый первый, находился на этом, правом высоком берегу Кана. Место расположения этой небольшой крепости в наши дни можно определить по молельному дому, который и теперь виден издалека. В советские времена там находилась столовая ХБК №2.

«Восход» и базар

- На месте кинотеатра «Восход», в здании которого ныне работает молодежный центр, я помню базарчик. Покупателями в основном были работники хлопчатобумажного комбината, он уже начал функционировать. Кругом стояли бараки, в которых жили первые хэбэковцы.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

В начале 60-х годов в одном из них был опорный пункт милиции, за порядком следили дружинники. Кинотеатр «Восход» распахнул двери перед канскими зрителями 8 августа 1969 года.

Начало леса

- Эта железнодорожная ветка была проложена с началом строительства ХБК, когда в Канске началась эвакуация промышленных предприятий из тех областей страны, к которым непосредственно подобралась война. На месте пересечения с дорогой оборудовали переезд со шлагбаумом, и, соответственно, построили деревянное строение для дежурного. Он-то и занимался тем, что вручную открывал или закрывал шлагбаум на веревку.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

В наши дни эта «избушка» никакой функции не несёт, но по-прежнему остается на месте, словно артефакт прошлого.

- Сосенка, которая растет тут до сих пор, была для нас в детстве как форпост. Сюда мы в начальной школе ходили с другого берега, где жили, рвать цветы. Отсюда начинался сосновый бор. Некоторые сосны уцелели до наших дней, они и теперь растут здесь, напоминая, что еще несколько десятилетий назад тут была практически дикая природа. Лес тянулся вплоть до Абанской горы.

Бараки, кварталы

- С этого места старая канская цивилизация заканчивалась, и начиналась новая жизнь. Серые трехэтажки начали вводить в строй примерно в 1953 - 1954 годах.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Жилое строительство развивалось очень бурно. На комбинате работали почти десять тысяч человек. Этот квартал сначала занимали одни бараки, первое жилье в военные годы и после войны. Народ поехал в город на работу из деревень.

Вторым этапом стало строительство двухэтажных домов. В 50-е годы построили два квартала. Отопление в них было печное. Если квартира была двухкомнатная, жили две семьи, если трехкомнатная - три. Общая кухня. Так люди жили вплоть до 70-х годов. В те же годы они получили централизованное водяное отопление от Канской ТЭЦ. Видите еще одну сосну? Это строители оставили нам, словно на память о сосновом боре, который господствовал здесь столетиями до прихода людей.

Эх, дорога, пыль да бетон

- Эта улица была в гравийном исполнении. Колдобина на колдобине. Я жил рядом с дорогой. Летом тут невозможно было дышать, потому что машины поднимали сухую пыль.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Но в 1964 году, начиная от железнодорожного переезда, улицу 40 лет Октября начали бетонировать. Дорогу заливали бетоном, применяя металлическое армирование. Бетон отпускал Канский комбинат строительных материалов. Это была первая в Канске дорога такого качества. Каждый шофер считал своим долгом попробовать скорость и возможности своего транспортного средства, так как раньше такого случая не представлялось, потому что и дорожного покрытия такого больше нигде в округе не было. И грузовики, и мотоциклы с воем пролетали по дороге, водители старались выжать из машин всё, что можно.

Люди переходили через дорогу там, где заблагорассудится. Никаких светофоров и специально отведенных мест для перехода не было. В результате начались травмы. А следом и несколько смертей на дороге.

Потом в бетоне начали появляться выщербленные ямы, трещины. Решено было покрыть улицу асфальтом. Делалось это за счет средств ХБК.

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Прогулки по городу - 23

Прогулки по городу - 24

Прогулки по городу - 25

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить