Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Свежий выпуск почти уже легендарных краеведческих прогулок с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска, который рассказывает много интересного о городе и его недавнем прошлом.

Синяя, японская...

Мы завершаем наше шествие по мосту. Это тот самый мост, на котором Канская ТЭЦ сейчас завершает ремонт теплотрассы, из-за чего возникали известные пробки. Игорь Александрович вспоминает, как в своё время, в конце 70-х, настаивал делать кожух теплотрассы алюминиевым.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

- Хорошо, что сделали иначе, - алюминий бы украли в 90-х. На кожух пошло японское железо, которое дожило до нынешних дней.

Эти синие листы мы видели до начала ремонта. В нашей стране тогда, видимо, не было такой технологии, позволяющей производить листы, покрытые пленкой. Но ничто не вечно, и этот материал износился. Пленка облетела.

«Красный пахарь»

Отсюда начинались владения колхоза «Красный пахарь». Эта территория считалась сельской. Улица, которая сегодня зовется улицей Василия Яковенко, тогда называлась Смычкой, потому что в то время был тезис о «смычке города и деревни».

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

- Была теория, что со временем быт города и быт села сольются в единое целое, везде будет всё одинаково. Мы, кстати, удивлялись, как же это возможно: «В деревне ни дорог, ни быта!».

Братский Кан-перевоз

Мы наконец-то ступаем на правый берег, перед нами - арка, стоящая в центре автомобильного кольца. Кто сегодня помнит, как выглядело движение в Кан-Перевозе еще каких-то 20 лет назад? Никакого кольца не было, транспорт шел напрямую.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

В еще более давние времена по обеим сторонам стояли деревянные дома.

- Мне запомнилось, что на противоположной стороне, там, где теперь 9-этажный дом, фонтан, который давно не работает, и библиотека Кисловского, там был магазин военторга. Снабжение этого магазина было чуть получше, чем везде. Здесь мы покупали себе канцелярские принадлежности. Когда я учился в техникуме, меня интересовала чертежная бумага - ватман, готовальни, тушь во флакончиках - всё это можно было купить только здесь.

Такая теория осуществима, но нам до этого пока далеко. Но то, о чем мы мечтали в 40-е годы, даже сейчас остаётся теорией.

Арка, Гуров и Дауров

Путешествие мы начали от места старой арки в начале улицы 30 лет ВЛКСМ. И вот теперь пришли к месту новой арки. Это точная копия.

- Сделана в начале нулевых годов по инициативе главы города Сергея Гурова и генерального директора предприятия «Канский ремзавод» Валентина Кононова. Ремзавод и по сей день следит за состоянием арки. Главный архитектор Евгений Фролов помогал искать чертежи и информацию о первозданном облике сооружения, а строила арку строительная фирма «Стройинвест».

Знаете ли вы, что было на повороте нынешних улиц Яковенко и Магистральная, где сейчас почтовое отделение и жилые дома?! Там была школа, а наискосок стояла красивая церковь.

На углу первой 9-этажки (этот уголок людям моего поколения известен как «Букинист»), которую мы встречаем, переходя по мосту на правый берег, была в давние времена расположена контора автохозяйства.

- По этому ряду домов, где теперь «свечки», многоэтажки, находилось автопредприятие - автохозяйство Даурова, даже фамилию помню. На углу первой 9-этажки находилась его контора. Потом автопредприятие отсюда убрали. Из конторы сделали общежитие.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Первое 9-этажное здание начали строить военные. Потом строительство бросили. Лет пять стоял одинокий остов. Всё же Предмостная площадь преобразилась позже в современный квартал.

Предмостная площадь

Тут кругом была деревня. По ту сторону, где теперь остановка, стояли частные домики, которые вспоминаются как весьма неказистые строения.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Даже приличного горбыля не было ни у кого. Часть этих домов вполне успешно существует и по сей день.

Развилка и пустырь

Отсюда дорога расходилась по двум направлениям, как и сейчас: одна дорога шла на Абанский тракт, вторая - на Тасеевский.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

- Где-то в первой половине сороковых годов направление на Абан было прикрыто. Это случилось вскоре после ввода в эксплуатацию военной базы «Арсенал». Поэтому причины закрытия понятны. По этой дороге, которая сейчас называется улица Герцена, не ездили до 1973 года. Военные очень сопротивлялись открытию дороги, но потом поставили условие, чтобы границу с «Арсеналом» закрыли бетонным забором. Силами города установили бетонный забор, который стоит до сих пор. Только после этого разрешили движение автотранспорта. Тем самым была разгружена улица 40 лет Октября. Людям досаждала езда грузовиков, особенно в ночное время, со стороны комбината строительных материалов.

- На этом островке, возле развилки, стояла избушка. Этот клочок был огорожен забором из горбыля. В огороде выращивали обыкновенную картошку.

- За островком теперь стоят так называемые дробовые дома. А в середине прошлого века там был пустырь, большая зеленая лужайка, где бродили стаи гусей, паслись козы и коровы.

Улица Текстильщиков

- Сразу после войны улица, которая являлась частью Тасеевского тракта, называлась улицей Текстильщиков.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Но в честь юбилея революции её переименовали в улицу 40 лет Октября.

Автовокзал в Кан-перевозе

Мы подошли к ЗАГСу. Игорь Александрович рассказывает:

- Я помню время, когда тут располагалось автохозяйство. Примерно на месте ЗАГСа был автовокзал. Здесь стояло маленькое одноэтажное деревянное здание, около которого росла одна береза. Небольшая площадь огорожена, чтобы люди могли посидеть на скамеечках. Вот такой был автовокзал.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

В автохозяйстве имелись небольшие автобусы, которые ездили по маршрутам в ближайшие районы. Дальних рейсов, таких, как в Красноярск, тогда, конечно, не было.

Матросская и Гвардейская

- Эти улицы начали обустраиваться в 50-х годах. Матросы, служившие в «Арсенале», уходили в отставку, и многие из них оседали в Канске.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

Да и не только отставным, но и действующим, выдавали участки для строительства, они строили тут дома. Так появились эти улицы с соответствующими названиями.

Неоновый Канск

- В 70-80-х годах в Канск пришла мода на неоновое освещение. Создали специализированную организацию, которая занималась этими вывесками.

Фото Ивана МАНЕРНОГО.

Многие руководители организаций или магазинов считали своим долгом разместить на фасадах своих предприятий светящиеся вывески. Неоном переливался даже главный корпус Канской ТЭЦ. Всё это закончилось с началом перестройки...

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Комментарии  

0 #1 Татьянв 08.08.2018 15:41
Здорово,интерес но,тоже помню и старый автовокзал,и то,что первая 9-этажка строилась долго...однако, я была в числе первых жителей этого дома:квартира на 6 этаже с видом на Кан! Спасибо,Игорь Александрович за такую память!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить