Прогулки по городу - 15

Это новый выпуск долгожданных историографических прогулок с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска, знатоком города и его прошлого. Последнюю прогулку мы совершали еще в разгар весны. Поэтому не удивляйтесь тому, как мы одеты на фотографиях. В остальном в длинной истории Канска за это время ничего не изменилось. Если не считать одного нюанса, но о нём вы узнаете из текста.

Почему запретили плашкоуты

- На противоположном берегу Кана стояла деревня, соответственно, Перевоз. Потом её стали называть Кан-Перевоз. Деревенька была небольшая. В разные стороны от нее расходился сосновый бор. Места там были живописные — много цветов, небольшие озерца.

Раньше через Кан переправлялись на лодках или плашкоутах. Это плавучие сооружения, которые перемещались через реку с помощью троса, закрепленного на берегу к барабану. Пересекали реку под углом: тогда использовалась сила течения, и вода сама продвигала судёнышко вперед.

И вот однажды, примерно в 29-м или 30-м году, горожане устремились на отдых на другой берег. Для них это было словно как поездка на природу. Июньским утром в плашкоут набилось очень много людей, он был перегружен. То ли он опрокинулся, то ли порвался трос, но все попадали в воду. Утонуло от 30 до 40 человек. Скандал был на всю Сибирь.

О том, что нужно возводить мост, поговаривали давно. К тому же северные деревни и колхозы интенсивно развивались, оттуда доставлялось зерно. Неудобств было много. Но трагедия на воде стала последней каплей. Начали строить мост. Уже к середине 30-х годов он вошел в строй.

- Мой отец участвовал в строительстве моста, работал мотористом. Опоры возводили кессонным способом, когда используют сжатый воздух. Мост выполнили в деревянном исполнении. И фермы, и настил были из досок. Расчет делался в основном на гужевой транспорт и редкие машины, в лучшем случае - «ЗиС-5», не очень тяжелый автомобиль. Теперь трудно поверить, но мы ныряли с того моста прямо в Кан: лишь только наступит июль и вода становится теплой, мы всей гурьбой собирались на мосту.

Вторая протока

- Протока текла в два рукава, образуя остров. Если сейчас есть одна протока и мостик через неё, то раньше подобных мостиков было два. Северный берег его был примерно там, где теперь газпромовская автозаправка — сейчас бы она находилась на островке. А южный берег обрамляла протока, которая здесь и поныне.

Помню, это место было совсем голым, словно его кто-то подстриг. Сюда пацанами мы ходили рыбачить и купаться. Мой ровесник тут едва не утонул! Потому что когда перекрывали северное русло протоки, оно образовывало что-то вроде губы и было достаточно глубоким. Когда мы его чудом успели вытащить, он уже захлёбывался.

- Оставшаяся протока образует сегодня остров Красный огородник. В начале XX века там жили китайцы, возделывавшие огородные культуры, в частности капусту. Засевались большие поля. Я ходил туда с родителями, они покупали овощи. Разводили китайцы и помидоры, но в небольшом количестве. Слово «огородник» в названии острова, видимо, оттуда.

Эти места стали интенсивно зарастать после наводнения 1959 года, когда нанесло много семян, и теперь тут настоящие чащи бурьяна и ивняка.

На все три стороны

- Здесь шла проторенная издавна дорога. Как в наши дни это одно из немногих направлений на восток, так и встарь тут существовала сухопутная артерия. Эта дорога вела к Брацкому перевозу. Название это происходит от бурятских племен, которые жили на востоке. Здесь тянулась старая проторенная дорога — от кОтов, местных аборигенов, которые были вассалами бурят. Буряты приходили сюда за ясаком, за данью. Там, где сейчас два автодорожных моста, находилась переправа через Кан.

За переправой, по ту сторону воды, дорога расходилась по разным направлениям. Одна шла на восток, в сторону бурятских княжеств, а две — на север. Одна - в Тасеево, а вторая - на Абан и Бирюсу.

Два моста

Тем временем мы с Игорем Александровичем приближаемся к мостам. Это сейчас их два, а раньше был лишь один мост.

Построенный в 1936-м году деревянный мост через Кан скоро перестал соответствовать растущей нагрузке. Машин становилось всё больше. Шло освоение правобережья. Тяжёлый гружёный транспорт просто не вмещался — рассказывают, что тут не могли разминуться два современных больших автомобиля. Власти решили на старые каменные быки надвинуть металлические фермы. Движение в те месяцы, пока производились работы, шло по зимнику, по льду реки. Деревянный мост разобрали, поставили металлический. К 1959-му году по обновленному мосту поехали первые машины и телеги.

Через новый мост интенсивно перевозили грузы, в частности лес для лесокомбината. Нет-нет, да водители лесовоза краем бревен цепляли фермы. Многие из них были повреждены, порваны. Приходящий в упадок мост тоже решили заменить. Прежний мост сначала хотели демонтировать, а рядом строить второй мост — тот, по которому сегодня город едет с правого берега в центр.

- Мы с единомышленниками на бюро горкома партии не согласились с решением, предложенным проектным институтом. Убедили остальных: решено было сделать сначала новый мост, а старый позже отремонтировать. Теперь у нас два моста! И вы видите, насколько правы оказались те, кто отстоял еще один мост: при таком движении, как сейчас, это совершенно очевидно.

Тополя и трубы

Канская ТЭЦ провела через мост теплотрассу на левый берег. Её, кстати, энергетики ремонтируют этим летом. Когда теплотрасса сошла с моста и протянулась вдоль дороги, работники станции решили, что эти трубы особо вид не красят. Еще бы, это же инженерное сооружение. Весной 1979-го года коллектив цеха КИП и автоматики Канской ТЭЦ вышел на субботник, чтобы высадить тополя. Деревья теперь хоть и старые, но всё еще украшают городское пространство. Тополям этим, без малого, - 40 лет.

- А вот те самые трубы, тепловые сети Канской ТЭЦ. Эти трубы работают с 1978 года. О необходимости их замены нам рассказывал Игорь Александрович во время нашей прогулки. Сейчас, когда вышел газетный номер, тепловые сети уже меняют.

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Прогулки по городу - 23

Прогулки по городу - 24

Прогулки по городу - 25

Комментарии  

+1 #1 Татьяна 21.06.2018 08:35
Спасибо,очень познавательно,з доровья Вам,Игорь Александрович! Газете - больше интересных материалов!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить