Прогулки по городу - 9

Вместе с Игорем Александровичем Матвеевым мы продолжаем пешеходные экскурсии по историческому Канску.

Прогулка вдоль улицы Московской. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

Этот проект мы проводим совместно с Игорем Александровичем Матвеевым, почетным жителем Канска, знатоком города.

Перекресток Московской и Пролетарской улиц

- На Московской, еще при царе, построили два помещения, обеспечивающие телефонную и телеграфную связь. Помню, что потом в них расположили детский сад и ясли. В этот садик и я ходил. Теперь угловой дом снесен, а второй стоит полусгоревший, ранее в нем были детские ясли. Даже наличники, украшения - всё это с тех, дореволюционных, времен. Как жаль, что мы не смогли сохранить эти памятники для истории. Прекрасные дома, им бы еще стоять и украшать пейзаж старого города.

Построили два помещения, обеспечивающие телефонную и телеграфную связь. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

- Во время войны связь «передвинули» в другое здание. Это был важный объект, тщательно огороженный. Чтобы попасть туда, нужно было нажимать кнопку возле ворот. Это была, пожалуй, первая такая кнопка в городе, воспринималась нами как верх технического прогресса. Нам в детстве она очень понравилась, мы баловались, нажимали кнопку, вызывающую охранника. Сами убегали, конечно. Потом, видимо, ребятишки достали охранника, они углубили кнопку, чтобы мы не могли до нее дотянуться.

- На углу, где потом появился магазин «Юбилейный» , в те времена функционировал Стройбанк. Сама эта кирпичная пятиэтажка построена в конце 70-х годов прошлого века.

Улица Пролетарская. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

- Улица Пролетарская примечательна тем, что раньше называлась Старо-Озерный переулок. Рядом было небольшое озеро, и по улице можно было проехать, пожалуй, только зимой. Летом - сплошное болото. Впрочем, даже при самых больших наводнениях вода сюда не доходила от реки Кан. Потом этот переулок назвали улицей. Пролетарской она стала после революции. Многие улицы центра города сейчас намного выше, чем их естественный уровень. Их долго и много отсыпали, поднимали, чтобы избавиться от грунтовых вод и болота.

- После войны начался ремонт улицы Московской. Её отсыпали гравием вплоть до винзавода. Получилась настоящая шоссейная дорога. Если лето было жаркое, то пыль поднималась такая, что не успевала осесть даже за ночь. Первый асфальт тут появился только в конце 70-х годов. Впрочем, и машин в городе было не много. После войны, как мне кажется, их было в Канске штук 16, не больше.

Улица Каландарашвили

- Улица Каландарашвили. В том месте, где сейчас находится панельная пятиэтажка, до революции стоял чей-то дом, который, как обычно, потом отобрали у хозяев и приспособили под магазин, торгующий хлебом и другими продуктами. Помню, что назывался он «№11».

Улица Каландарашвили. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

Каландарашвили была тоже почти непроезжая улочка, ездили тут преимущественно на гужевом транспорте.

На углу Московской и Некрасова стояла школа № 5. Это была начальная школа, здесь я учился. Потом школу разобрали, когда приступили к строительству жилого дома. Остатки школы перенесли во двор 7-й школы, где из этих блоков построили спортзал. В нем до сих пор занимаются ученики.

Ликёрка

Мы подходим к концу улицы Московской.

Улицу подняли немного выше изначального уровня. Эта разница в уровнях очень хорошо видна, если, например, смотреть на улицу со стороны парка. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

- Здесь Московская упирается в ликеро-водочный завод. Он построен в 1906 году. Известно, что подрядчика звали Николай Зуев. Он сам из крестьян и особо грамотным не был. Но он мог читать чертежи и со своей бригадой сделал такую качественную кирпичную кладку, что и теперь это здание смотрится весьма впечатляюще. Рядом есть здание с современной кладкой - эпохи СССР. И разница видна невооруженным глазом: и кирпич до революции был качественнее, и кладка красивее. Теперь это одно из старейших каменных сооружений в Канске.

После революции Зуев был, как зажиточный крестьянин, сослан куда-то на Енисей, там работал в рыболовецкой бригаде, где и погиб.

Здесь Московская упирается в ликеро-водочный завод. Он построен в 1906 году. Фото Андрея САЛТЫКОВА.

- Улица Некрасова имела только название «улица». На деле в этом месте находились сплошные болота, тянувшиеся до пересечения с железной дорогой. Ездить по ней было крайне проблематично, ходили только пешком, да и то по обочинам. Полноценной улицей она стала тогда, когда начали строить путепровод через железную дорогу. Стройка эта проходила с 1970 по 1974 годы. Соответственно, улицу подняли немного выше изначального уровня. Эта разница в уровнях очень хорошо видна, если, например, смотреть на улицу со стороны парка.

Читайте также -

Прогулки по городу. Привокзальная площадь

Прогулки по городу. Старый центр

Прогулки по городу. Сердце Канска

Прогулки по городу - 4

Прогулки по городу - 5

Прогулки по городу - 6

Прогулки по городу - 7

Прогулки по городу - 8

Прогулки по городу - 9

Прогулки по городу - 10

Прогулки по городу - 11

Прогулки по городу - 12

Прогулки по городу - 13

Прогулки по городу - 14

Прогулки по городу - 15

Прогулки по городу - 16. Старый-новый правый берег

Прогулки по городу - 17

Прогулки по городу - 18

Прогулки по городу - 19

Прогулки по городу - 20

Прогулки по городу - 21

Прогулки по городу - 22

Прогулки по городу - 23

Прогулки по городу - 24

Прогулки по городу - 25

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить