Восточный маршрут: запускаем второй сезон!

Восточный маршрут: запускаем второй сезон!

«КВ» побывали в Рыбинском районе со своим туристическим проектом.

Представители шести редакций восточной зоны региона в пресс-туре по Рыбинскому району. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Прошлым летом редакция газеты «Канские ведомости» начала свое путешествие по востоку Красноярского края. Мы стартовали в Канском районе, в деревне Подъянда, затем двинулись в Абанский, Тасеевский и Ирбейский районы. В этом году расширяем географию и планируем побывать в Саянском, Нижнеингашском и Иланском районах. Старт второму сезону проекта «Восточный маршрут» был дан в Рыбинском районе.

Туда, где добывают уголь

Рано утром наша машина отправилась в Бородино, небольшой моногородок на востоке региона. Все в крае (да и за его пределами тоже) знают, что в Бородино добывают уголь, который, например, обеспечивает работу всех ТЭЦ Красноярска и нашей Канской ТЭЦ. Ровно в 10 часов вместе с коллегами из пяти редакций мы стояли в прохладном холле компании «СУЭК». Главные редакторы и корреспонденты изданий Иланского, Нижнеингашского, Саянского, Ирбейского и Рыбинского районов с интересом разглядывали большой монитор на стене. «Вскрыша общая» - значилось в одной из строк. Слово, доселе многим из нас неизвестное, очень скоро стало привычным уху в разговоре с нашими экскурсоводами. Сначала - музей предприятия, а потом и поездка к угольным траншеям - день обещал быть интересным. И он таким стал!

Владимир КУКСА, старший машинист, и Ирина СТРУЖКОВА, главный редактор газеты «Победа». Разговор о добыче угля. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Бородинский разрез имени Щадова строили репатриированные солдаты, то есть большинство строителей этой ударной советской стройки находились в Сибири не по своей воле, но поставленную задачу выполнили, имена многих из них вошли в историю Бородино и занимают место на музейных стеллажах. К слову, разрез был первым среди угольных в крае. Как и все предприятия послевоенного времени, он был построен и запущен в тяжелейших условиях, практически вручную. В этом году разрезу исполняется 70 лет, и торжества обещают быть масштабными.

Добывать и восстанавливать

Длина угольных отвалов достигает восьми километров, ширина - двух, высота пластов - до 100 метров! Кстати, половину пластов занимают так называемые вскрышные породы. Добыча угля - дело ответственное, поэтому на предприятии следят за его экологической составляющей. Если говорить простым языком, то землю, которую слоями сняли в одном месте, чтобы добраться до залежей угля, укладывают в другом, где весь уголь «вычерпан». Особым образом сохраняется плодородный слой, в него потом высаживают молодые сосны. Таким образом, все отработанные территории превращаются в хвойные леса. А несколько десятков лет назад здесь высаживали облепиху. Теперь в этих облепиховых кущах бородинцы собирают ягоды.

Наш фотокорреспондент Александр НАУМОВ (к слову, автор проекта «Восточный маршрут») у столба с указателями. Нам - в Бородино! Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Все это нам рассказывал наш экскурсовод Алексей Горячих, заместитель управляющего по производству, когда мы ехали в автобусе к угольным отвалам. (Несмотря на дорогу, покрытую угольной пылью, мы ехали с комфортом, в прохладном транспорте. Неспроста на автобусе написано: «С заботой о людях»). Невольно подумалось о тех, кто занимается лесопереработкой в стране. Есть ли у них хоть какие-то цифры о восстановлении загубленных лесов ради чьей-то наживы? Но не будем отвлекаться, вернемся туда, где на экскаваторе высотой с десятиэтажный дом добывают уголь.

В гостях у Якова ЭНГЕЛЯ. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

«Это не экскаватор, а пароход!» - невольно поделилась своими впечатлениями с нашим проводником. На «верхней палубе» роторного экскаватора развевается российский флаг, с одной части этой тяжелой машины до другой можно добраться с помощью небольших железных лестниц. Гигантская машина явно напоминает большое морское судно. Но бороздят на роторном экскаваторе не океанские просторы, а угольные траншеи.

Юная жительница Иркутской области Софья. Приезжает на лето к родственникам и занимается конным спортом на базе ОПХ. Кстати, девять лет подряд предприятие проводит конные соревнования, в которых участвуют конники из ближайших районов. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Владимир Кукса, старший машинист роторного передвижного экскаватора, рассказал, что в смене на машине работают шесть человек - три машиниста и три помощника. «Ну что, запустим?» - спрашивает Владимир собравшихся журналистов. Молчавшая все это время машина начала понемногу разгоняться, машинист запустил колесо, дробя траншею и отсекая куски угля.

25 миллионов тонн топлива - столько угля отгружают потребителям на Бородинском разрезе в год.

Уголь поступает в бункер, из него - на ленту конвейера, и сразу в железнодорожные вагоны, а потом к потребителю. Кстати, технологию загрузки и выгрузки угля придумали еще в период запуска разреза. Ей почти 70 лет, а ее используют до сих пор.

Ориентируем

В этом году отмечает 15-летие один из самых успешных молодежных проектов компании - отряды СУЭК. Здесь проводят профориентационные экскурсии, знакомят школьников с профессией. Кроме того, в одной из школ Бородино работают классы СУЭК. Они для тех, кто проявляет интерес к техническим наукам, со школьниками занимаются преподаватели СФУ. Недавно появился специальный класс, в котором десятиклассники могут получить профессию: мальчики обучаются на монтера путей, девочки - на специалистов приема и сдачи груза.

С заботой о людях

ОПХ «Солянское» - единственное в Рыбинском районе сельхозпредприятие. С 2003 года им руководит Яков Энгель, который и встречал нашу делегацию в Новой Солянке - селе ухоженном, чистом, комфортном. И здесь, и в Бородино мы заметили интересные сооружения у домов - небольшие лестнички с широкими площадками. Их предназначение вскоре стало ясно - сюда жители помещают мусорные отходы в плотных мешках, так их удобнее забирать операторам по вывозу ТКО. Комфортная среда здесь не насаждается федеральными программами, просто люди любят свое село. Рядом с конторой предприятия Энгеля разбита большая и красивая клумба с простенькими цветами. И если уж градообразующее (иначе не назовешь) предприятие заботится о чистоте села, то грех его жителям не заниматься тем же.

Храм Матроны Московской скоро откроет свои двери для прихожан. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Впрочем, как говорит сам Яков Яковлевич, в Новой Солянке подчас он чувствует себя работником не сельского хозяйства, а социальной службы, потому что забота о людях в ОПХ «Солянское» в приоритете. К примеру, Энгель придумал, как использовать просторный зал на втором этаже конторы. Несколько лет помещение пустовало, а теперь здесь занимаются спортом. Энгель пригласил из Бородино тренера по дзюдо, оплачивает его труд, а тот, в свою очередь, воспитывает настоящих спортсменов. Один из них уже вышел на всероссийский уровень! А еще совсем скоро свои двери откроет храм Матроны Московской. Он стоит на возвышении, его купол можно увидеть прямо из окон главного офиса «Солянского». Сооружение уже на этапе отделки, вокруг разбиты клумбы и газоны.

Страусы и прочие интересные птицы: их можно посмотреть в ОПХ «Солянское» бесплатно. Сюда на экскурсии приезжают школьники. Страусы и прочие интересные птицы: их можно посмотреть в ОПХ «Солянское» бесплатно. Сюда на экскурсии приезжают школьники. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Конечно, в Новой Солянке есть все, чтобы здесь захотеть остаться и жить, но молодежь все равно уезжает в крупные города. По словам Якова Яковлевича, жилье для молодых семей, построенное по госпрограммам, не совсем отвечает запросам: молодые специалисты со временем обрастают семьей, рожают детей, а дом в 23 квадратных метра становится мал. И, несмотря на наличие детских садов, школы, больницы и прочих радостей цивилизации, село теряет рабочие руки. Поэтому Энгель и озаботился строительством животноводческого комплекса, в котором доением коров будут заниматься не люди, а роботы.

Об этом Яков Яковлевич рассказывал нам у сенажных ям - напротив реконструировали бывшие свинарники. Конечно, в таких пейзажах в разговоры о роботах, которых Энгель увидел в Бельгии на молочных фермах и хочет внедрить в ОПХ, верится мало. Тем более, наше, сибирское животноводство так далеко от всего высокотехнологичного мира производства молока. Но директору ОПХ «Солянское» веришь, потому что он сам в свое дело, в себя и своих работников верит, как никто другой.

Мы уезжали из Рыбинского района вечером в тот же день. Вопреки традициям проекта, из-за погоды с ночевкой не остались. Ну а путеводители могли привести нас в Рыбинский бор или открыть для нас отдых на берегах рек Большая Камала, Малая и Большая Авда, Барга и других. Если вы соберетесь сюда, то увидите прекрасную сибирскую природу, как и в любом уголке нашего большого края. Следующая точка «Восточного маршрута» - Саянский район.

Ирина Стружкова, главный редактор районной газеты «Победа», Нижний Ингаш:

- Когда Любовь Цевун, главный редактор «КВ», в первый раз предложила поехать в Канский район, принять предложение не получилось. У каждой редакции есть масса текущих дел, проблем, которые надо решать. Наверное, иногда нужно остановиться, чтобы поучаствовать в «Восточном маршруте», что я и сделала. Поездка была очень интересной, два предприятия, которые мы посетили, абсолютно противоположны друг другу и по масштабам, и по роду деятельности. Но оба делают важный вклад в развитие территории. А ещё самая большая польза от поездки - неформальное общение с коллегами.

Ольга Миллер, главный редактор газеты «Голос времени», Рыбинский район:

- «Восточный маршрут» - очень интересный проект. Он позволил нам, как принимающей стороне, взглянуть на наш район с другой стороны. Можно сказать, что мы увидели свою малую родину по-иному, как приезжие. И это мне очень нравится. Проект «КВ» помогает журналистам разных редакций познакомиться, узнать друг друга получше, пообщаться, поделиться мнениями. Наверное, в «Восточный маршрут» можно добавить и творческую составляющую: например, делать обзоры районных газет, отмечать достоинства и недостатки. Такие летучки помогли бы развиваться районкам.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить