Этот орешек нам по зубам!

Ольга Надточий родилась в Канске. Здесь она училась и даже проходила журналистскую практику в нашей газете. Теперь Ольга живет в Санкт-Петербурге, она - поэтесса, член правления Санкт-Петербургского Союза профессиональных литераторов, она выпустила книгу стихов «Проверка связи», участвовала во многих конкурсах и фестивалях (от «Русского Слэма» до «ФилатовФеста»), организовала несколько литературных мероприятий (от поэтических видеомостов до чтений в Саблинских пещерах). Очередной проект Ольги Надточий - издание книги «Волшебный Кракатук». Это сказка в стихах, написанная по мотивам «Щелкунчика и Мышиного Короля» Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Средства на издание книги собираются на краудфандинговой платформе, поэтому каждый может внести посильный вклад. Ну а мы в свою очередь решили познакомить читателей с землячкой.

- Когда ты жила в Канске, в какой школе училась и в каком районе проживала?

- Первые девять лет жизни моя семья жила на Бородинской улице. Не знаю, как сейчас, но тогда мы называли местность «базаркой» из-за близости рынка. По вечерам, когда торговцы расходились, увозя за собой огромные клетчатые китайские сумки, мы приходили туда искать монеты, красивые этикетки, пульки.

Училась я во 2-й школе у Надежды Авдеевой. Потом родители построили дом рядом с 5-м городком (бывшим - военным), и мы переехали туда. В 7-м классе я стала хуже учиться, связалась «не с той» компанией, и мама настояла на переводе в первую гимназию, за что я ей премного благодарна.

Я училась в гуманитарном классе. Был у нас учебник, назывался «Читаем, думаем, спорим» - это то, что я полюбила в новой школе. В смысле, не сам учебник, я не помню, что там было, а именно направленность на развитие критического мышления. Моими первыми ангелами- хранителями в поэзии были и остаются учителя по литературе в гимназии - Наталья Нестеренко. Помню, как мне подарили красивую фирменную ручку за участие в городском конкурсе поэтов, кажется, я заняла второе место. Не забуду, как бабушка гордилась и всем рассказывала, что мои стихи то ли по радио прозвучали, то ли в газете напечатали. Вспоминаю, как тряслись коленки, когда, будучи самой юной, выступала с докладом об эпиграммах на городской конференции в педколледже. Всё с лёгкой руки талантливого педагога.

- Легко ли пришла к мыслям о своем предназначении в поэзии?

- С появлением дочери я решила продолжить свои поэтические занятия, таким образом отвечая на вопрос о предназначении. К тому времени уже было достаточно много поэтов в социальных сетях, в том числе талантливых и даже популярных. Я начала косить под них, пытаясь зазвучать в унисон с собой. Но чуда не произошло, очень скоро пришло осознание, что иду чужой дорогой, беру мелкие темы, не созвучные моему лирическому герою.

Тогда я отправила запрос во вселенную: что такое хорошие стихи, как научиться писать хорошие стихи, как писали стихи классики, все ли стихи у классиков хорошие, в чём хорошие и в том же духе. Открыла интернет, изучила историю вопроса. Русскую поэзию с золотых времён до наших дней изучала выборочно: стихи и эссе. Пушкинские черновики мотивировали работать более тщательно над текстами, он мог одну строфу переписывать по десять раз. Мандельштам подсказал взаимосвязь: автор хороших стихов, как правило, хороший (внимательный, вдумчивый) читатель. Маяковский поделился своей техникой в статье «Как делать стихи». Многое объяснил творческий путь Пастернака, его постоянное желание осваивать новые литературные жанры и начинать каждый раз плохо (неумело), в чем он сам признавался в письмах друзьям. Эссе Кушнера стали праздником всевозможных открытий, ему благодарна за Анненского и Иванова.

Не обошла и Сапфо с Алкеем. Сложно, потому что чужое и далеко во времени, зато местами так романтично, весело, пьяно, современно, есть чем вдохновиться, значит, можно потерпеть. Американскую поэзию изучала на Coursera (проект в сфере массового онлайн-образования), прошла прекрасно организованный курс от Пенсильванского университета, бесповоротно влюбилась в творчество Эмили Диккенсон, в её “Inebriate of Air - am I - And Debauchee of Dew -”, узнала много новых имён. Два месяца жила в режиме дедлайнов курса, каждые две недели приходилось писать эссе на предложенные темы объемом минимум 500 английских слов. С моими знаниями языка это было, мягко говоря, подвигом.

- Как ты поняла, что такое хорошие стихи?

- Я начала читать много поэзии, классической и современной. По крупицам формировалось моё представление (вкус) о качестве прочитанного. Хорошие стихи для меня - это всегда тексты с особенным ракурсом. Попробую объяснить. Вася пишет о вазе с цветами, глядя на вазу со стороны. Коля пишет, заглядывая внутрь. Аня, чтобы написать, взяла вазу в путешествие и носит её на голове вместо шляпы. А Вова уже много лет сидит в этой вазе и ничего, каждый раз что-то свеженькое сочиняет, про Васю, Колю или Аню.

Есть один главный поэт (музыкант и художник) - создатель сущего. Каждый творческий акт - попытка открыть нечто удивительное в мире, внутреннем или внешнем. Нередко сама речь наводит нас на такие строчки. Бывает, что ракурс фонетический. Вроде калька, а звучит!

Мне импонируют тексты, которые раскрывают реальность не с той стороны, с которой мы все привыкли её наблюдать в спешке будней. Хороший поэтический текст вырывает тебя с корнем, как цветок, и сажает на новые рельсы, пусть на мгновение, не важно. Он будоражит сознание, в нем есть повод для поиска смысла, он благозвучен или полон диссонансов, крутится на языке. Строчки вроде этих: «голова моя машет ушами, как крыльями, птица, ей на шее ноги маячить больше невмочь» у Есенина или «Даже если солнце - просто обломок затонувшего корабля всё равно оно похоже на женское тело» из Бретона.

Марина БАЙКОВА, иллюстратор.

- Кое-что о твоей поэтической карьере: где выступала, в каких сборниках участвовала?

- Выходить со стихами на публику я начала шесть лет назад. Много, в чем участвовала («Русский слэм», «ФилатовФест», «Звучащая поэзия», премия «Русские рифмы. Русское слово» и т.д). Мало, где публиковалась («Невский альманах», ряд питерских альманахов, тверской журнал «Иволга», кемеровский - «После 12»). Не видела смысла в большом числе публикаций. Писать - главное, всё остальное - мишура.

Проводила литературные мероприятия: вывозила поэтов в Саблинские пещеры, устраивала видеомосты между Петербургом, Симферополем и рядом других городов, организовала серию встреч на стыке литературы и экологии «Лесные сны».

С недавних пор состою в правлении Санкт-Петербургского Союза профессиональных литераторов. Выпустила книгу стихов «Проверка связи» в 2016 году.

- Расскажи о своем проекте «Волшебный Кракатук».

- Действительно, сейчас я собираю средства на печать своей первой книги для детей - сказки в стихах «Волшебный Кракатук». Это история Щелкунчика, адаптированная для малышей дошкольного возраста, вдохновлённая фантазией Гофмана и музыкой Чайковского.

Если вдруг кому-нибудь из земляков захочется поддержать моё начинание, заказать книгу или просто поучаствовать, буду благодарна. Там порядка 12-13 вознаграждений, которые можно получить взамен. Всем неравнодушным в подарок на электронную почту вышлю аудиоверсию сказки в авторском прочтении.

Проект по изданию книги размещен на известной краудфандинговой площадке planeta.ru, сбор закончится 15 мая. Если мы соберём хотя бы половину от необходимой суммы, книга будет напечатана. Она обещает быть качественной во всех смыслах, сказка уже написана, иллюстрирование книги завершим в течении полутора месяцев, с готовыми разворотами можно ознакомиться как на странице проекта, так и в социальных сетях: ВК и Инстаграм. Если вдруг кому-нибудь из земляков захочется поддержать моё начинание, заказать книгу или просто поучаствовать, буду благодарна. Там порядка 12-13 вознаграждений, которые можно получить взамен. Всем неравнодушным в подарок на электронную почту вышлю аудиоверсию сказки в авторском прочтении.

- Как идут переговоры с режиссёром одного детского театра о постановке сказки «Волшебный Кракатук»?

- Об этом мы расскажем, когда будем уверены, что спектакль по сказке действительно состоится.

- Над книгой работает замечательный художник Марина Байкова.

- Марина Байкова начинающий, но многообещающий иллюстратор. В этом легко убедиться, посмотрев на первые развороты к сказке «Волшебный Кракатук». Маринины картинки хочется бесконечно рассматривать, они наполнены любопытными подробностями. К примеру, у короля в нашей сказке есть мужское, но миролюбивое хобби - охота. Он собирает трофеи - головы животных, но не настоящих, а игрушечных, плюшевых. Уверена, что и маленьким, и большим читателям понравятся многие изобразительные моменты в книжке.

Прежде Марина участвовала в издательском проекте по иллюстрированию сборника рассказов для слабослышащих детей «Покажи мне сказку, Жираф!». А в настоящее время она совмещает рисование с работой графическим дизайнером.

Марина Байкова, иллюстратор:

«Меня вдохновляет сама жизнь, красота, цвет, книжное искусство и художники эпохи модерн. Интересуюсь эмоциональными, живыми и немного философскими проектами».

Больше творческих работ Марины можно посмотреть в группе Marimoon_art.

- Я знаю, что вы запустили конкурс рисунков «Нетипичный Щелкунчик».

- Да, параллельно с проектом по изданию книги мы запустили конкурс рисунков «Нетипичный Щелкунчик», с 13 марта по 15 мая. Пять лучших работ опубликуем в настоящей бумажной книге. Принять участие может любой желающий, независимо от территории проживания и возраста. Больше всего рисунков присылают дети. На сегодняшний день у нас около 50 нетипичных Щелкунчиков. Глядя на них, мы каждый раз радуемся и вдохновляемся. Человеческой фантазии нет границ! Котощелкунчик, Щелкунчик-цветок, парашютист, музыкант, карточный король, шут, трубочист, принцесса, человек и, наконец, дом! А также мексиканский Щелкунчик в стиле Майнкрафт, Щелкунчик на природе, в космосе, в бассейне, на дискотеке и многие другие.

Мы даже в самых смелых мечтах не могли предположить, что соберём целую конкурсную галерею. Шутим, что у нас первый самый масштабный всероссийский конкурс рисунков, посвященный Щелкунчику. Всерьёз задумались, а не взять ли нам всех в книгу!?

Мы не знаем ещё, кто победитель. Мне лично нравится добрая половина рисунков.

- Расскажи про Игоря Шевчука, который тоже помогает тебе. Как ты с ним познакомилась, какой он, папа Смешариков?

- Мне дали почитать книгу его стихов «На краю детства». Это отдельное произведение искусства, под обложкой читателя ждёт синтез поэзии и живописи. Меня зацепило. Так началось знакомство с творчеством. Я нашла авторскую группу во «ВКонтакте». А когда написала свою сказку «Волшебный Кракатук», решилась отправить личное сообщение и самому автору с просьбой посмотреть черновик и дать совет.

Игорь согласился, но забыл, да и я не напомнила. Через год передо мной стоял ряд вопросов, главный из которых: «Как издать сказку?» В какие издательства можно обратиться? Я снова написала к Игорю, завязалась переписка. Спустя время мы встретились, о многом переговорили. Формулировка «Папа Смешариков», на мой взгляд, не отражает многогранности таланта Игоря Шевчука. Добавлю от себя: Игорь - тонкий лирик и знатный фантазер и, кстати, автор огромного количества настольных и компьютерных игр для детей. На встречах с ним ребята хохочут, веселятся, думают, фантазируют. Потому что смешной, остроумный. Мастер своего дела. Благодаря Игорю в моей сказке появилось больше юмора и волшебства.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить