Линия времени

Линия времени

«Ну и как?» - спросили меня коллеги, когда я вернулась из педколледжа. Как? Если коротко, то очень жаль, что в мое время в моем институте не было такого ректора, с нами не вели таких разговоров.

Директор Канского педагогического колледжа Александр АНДРЕЕВ. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

«Встреча с Александром Львовичем Андреевым» - так, кажется, называлось мероприятие. Но встреча, пожалуй, слишком узкое слово для обозначения того, что происходило здесь. Больше похоже на дискуссионный клуб, в котором главную скрипку все же играл директор колледжа. Причем играл без нот. Вряд ли многие из нас могут признаться, что готовы без бумажки, абсолютно честно и искренне говорить во всеуслышание о современном обществе, о его устройстве, о месте молодежи в нем. И даже не совсем лицеприятные вещи с точки зрения общепринятых норм или учительского кодекса, в том числе и о себе самом. А как для студентов важны такие встречи! Они помогают формулировать разбегающиеся мысли, не потеряться во времени, не бояться быть собой.

Итак, тема встречи - «Молодежь. Свобода. Общество». У Андреева свой взгляд на эти понятия. Думаю, и читателям будет интересно «сверить часы».

Об отцах и детях

Есть такая пословица: «Дети становятся все хуже и хуже, а родители - все лучше и лучше». На самом деле родители и раньше говорили: ну в кого он такой уродился? Ребенок и сейчас не отвечает требованиям родителей, которые, дожив до каких-то лет, считают себя вправе указывать молодым: делай так, а не иначе. С какой стати молодежь должна делать так, как делаете вы? А если с вас не стоит брать пример?

Взаимоотношения старших с младшими - вечная тема, конфликт поколений всегда был и будет. Ребенок растет, появляется чувство самосознания, он осознает свое место, свою роль в жизни, свои способности и возможности. А этот мир оказывается неуютным - потому что чужой. Его построили люди старшего поколения и диктуют в нем молодежи свои правила, нормы, мораль. Помню, отец заставлял меня стричься только под полубокс, с чубчиком. Носить - только клеши. И сейчас старшее поколение вольно или невольно навязывает свои правила. Пройдет время - и вы начнете навязывать свои правила своим детям, это и есть конфликт поколений.

О принципах и убеждениях

Поскольку в мое время не было ювенальной юстиции, которая запрещает даже шлепнуть ребенка, то отстаивание мною своих принципов и убеждений порой заканчивалось плачевно. Приходилось спорить и с учителями, и это был негативный опыт. Но я был молодой, а молодость хороша тем, что нет страха. Ты - радикал. Человек в жизни должен пройти через многое. Тогда он понимает суть человеческой жизни: и хорошее, и плохое. А спорить молодым со старшими, конечно, надо. Имея при этом чувство такта и аргументы.

О свободе

Когда человек говорит: «Я свободен» - я немею. Абсолютной свободы вообще не существует.

В девятом классе, когда я был одержим Джеком Лондоном, прочитал его роман «Мартин Иден». Там есть такая мысль: свобода - это способность управлять собой. Если человек способен управлять своими эмоциями и чувствами - он действительно свободен. Но и эта свобода относительная. И человек в этом плане относительно свободен.

О мировоззрении

На мое мировоззрение очень повлияла поездка в Вифлеем, Иерусалим, побывал в храме Гроба Господня, у Стены Плача, на Голгофе. Это было настоящее потрясение. После посещения святых мест изменился мой взгляд на мировую историю, мировую культуру, в какой-то степени поменялись взгляды на религию.

О будущем

Категориями «прошлое», «настоящее» и «будущее» я занимаюсь профессионально. Это все виртуальные понятия, их придумало человечество, чтобы не заблудиться в мире. Как, например, человек, идущий по лесу, делает засечки на деревьях, чтобы не заблудиться. А что такое будущее? Его можно осязать? Все, что происходит сейчас, моментально уходит в прошлое. А что в будущем? Ничего - черная дыра. Нам начиная с 1917 года говорили: мы строим будущее, будущие поколения станут жить при коммунизме. На словах мы устремлены в будущее, а на деле наши головы повернуты в прошлое. Есть просто линия времени - и не более.

О правах

Вспомнил случай в Париже. Со знакомым мы шли мимо одного из парижских университетов и увидели толпу молодежи с плакатами. Я поинтересовался, что происходит. Оказалось, в общежитии вахтер не пропустил какого-то студента к студентке. И молодежь вышла на демонстрацию защищать свои права. Три дня тому назад я узнал, что в одном из наших общежитий гостей пускают только до шести вечера. И никто, ни один студент, не пришел ко мне и не возмутился: «Это что за концлагерь?!». Сейчас пускают до девяти.

О войне

Что такое война? Это когда кто-то с кем-то о чем-то не договорился. И все. Говорить здесь о каком-то героизме... Я понимаю, когда один человек тонет, а другой его спасает - это да, героизм. А героизм применительно к войне? В последнее время на нашем телевидении сплошь и рядом говорят про ракеты - это же страшное дело. Какая война? На два дня? Я в 70-е годы служил на флоте, на противолодочном корабле, видел мощнейшие американские корабли, атомные крейсеры. А на нашем корабле воды и топлива было тогда на 10 дней. Утром кружка воды, чтоб помыться. Я со стыда сгораю, когда вспоминаю, как нас по Индийскому океану баржи на буксире таскали - горючего не было.

О воспитании

В русской системе воспитания есть постулат: плох тот родитель, который ребенка до пенсии не доведет. На западе по-другому: исполнилось чаду 18 лет - гуляй, иди на вольные хлеба. И младшему ребенку в семье никто никогда не даст лучший кусок только потому, что он маленький. С какой стати? У нас если ребенок орет - все сбегаются, а у них отводят в другую комнату: проорешься - возвращайся. Это совершенно другая система воспитания, где главное - равенство и ответственность.

Об идеологии

Идеология - это страшная вещь, она всех нас заставляет мыслить одинаково. Возьмем симфонический оркестр. Там каждый музыкант на своем инструменте играет свою партию. В результате получается не какофония, а мелодия. То же самое и люди: только разномыслие выливается в симфонизм.

О создании семьи

То и дело подписываю документы: одна студентка в декрет пошла, другая фамилию поменяла. Вроде бы хорошо, а на самом деле - что хорошего? До сих пор помню: в 19 лет я со своей будущей женой пришел в ЗАГС, и тетенька, которой мы отдали заявление, жалостливо посмотрела на нас и говорит: «Может, передумаете?». В европейских странах только годам к 30 мужчины и женщины начинают задумываться о создании семьи.

У студентов много вопросов к директору. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Потому что есть ответственность: надо получить образование, стать специалистом, получить жилье, обустроиться. У нас: гол как сокол, ничего за душой нет, но туда же. А вот гражданский брак считается чуть ли не преступлением. Я так не считаю. Почему же тогда половина браков распадается?

О подростковой жестокости и телевидении

Чтобы семеро на одного - раньше такого не было. Да и откуда у нас могла быть подобная агрессия? Телевизоров не было, мы не видели боевиков, самое крутое кино называлось «Банда бритоголовых». Но и с таким названием оно было совершенно безобидным. Вообще такого жестокого телевидения, как у нас в России, нет нигде: ни во Франции, ни в Италии, ни тем более в Китае.

О прошлом

У нас стало модно апеллировать к прошлому. То и дело читаешь: припадем к своим корням. Ну давайте припадем... Девятнадцатый век: из десяти детей восемь умирают в младенчестве. А если сын уходил в армию, то мужем его жены порой становился свекор. Сейчас министр образования страны говорит, что надо учить, как раньше. Да вы что?! Ведь Пушкин по своей образованности был хуже нашего самого захудалого пятиклассника. Время меняется, методика меняется. И точно не надо припадать к корням. Вам понравится сейчас жить по домострою? Другое дело, что мы ответственны перед своими предками в делах и поступках. Отдать им дань уважения - да, но повторять их жизнь нельзя.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить