От звонка до звонка

Школа № 19 празднует 50-летний юбилей.

Учитель математики Евгения КРЕМИНСКАЯ ведет урок в 4 «А» классе. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Самая обычная школа, в которую не отбирают лучших учеников, где к мнению ребят прислушиваются, а с учителями можно спорить. Где просто так не ставят оценки, и даже тройку надо заработать. Где педагоги дополнительно занимаются с теми, кто отстает по предмету. И на выпускном вечере прощальную песню исполняет не кто-нибудь, а сам директор. Не владея нотной грамотой, не имея выдающихся певческих навыков - поет от души, так, будто перед ним собрались самые родные люди…

Дети как дети

Согласитесь, в любой школе можно найти много важного и нужного. А мы давайте-ка поищем в 19-й то, чего нет в других.

Начнем с того, что эта школа - единственная не только в нашем городе, но и на востоке края, где учатся слабовидящие дети, причем из самых разных микрорайонов города. Известно, что с появлением гаджетов зрение у детей рано «садится». Зайдите в любую школу: вам непременно встретятся немало детей в очках. Но в 19-й школе учатся и те ребята, зрение которых нарушено уже более серьезно.

Выиграв федеральный грант «Доступная среда», здесь приобрели офтальмологические тренажеры для коррекции зрения. Есть специальные книги и тетради с укрупненным шрифтом и клеткой. Для смены динамических поз в классах стоят так называемые конторки, то есть парты, за которыми ребенок не сидит, а стоит. А в сенсорной комнате, где можно рисовать песком или «поплескаться» в сухом бассейне, легко сбросить негативные эмоции, усталость и плохое настроение.

Пятиклассники Саша МАЖАРОВ и Артем ПИВНЕНКО любят на переменке забежать в школьную библиотеку. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Логопед, дефектолог, медсестра, психолог - все эти специалисты прошли обучение на курсах тифлопедагогики (наука о воспитании и обучении людей с нарушениями зрения). И теперь поддерживают здоровье ребят на заданном уровне и стараются не допускать ухудшения зрения.

Все для того, чтобы дети были успешными, как теперь принято говорить - социализированными, то есть легко встраивались в современное общество. Мы убедились: они и правда жизнерадостные, активные и позитивные, с удовольствием позируют нашему фотографу, улыбаются, шалят. Дети как дети.

Кто сегодня дежурный?

Люди постарше помнят, что раньше в школах ученики и с доски стирали, и полы в классах мыли, и на пришкольных участках летом работали. Но потом чья-то умная голова запретила - мол, нарушаются права ребенка

А в 19-й школе рассудили иначе и трудовое воспитание не отменили. И при этом ничего не нарушили - просто заручились поддержкой и пониманием родителей. Более того, родители теперь и сами зачастую приходят на субботники. Кроме своей территории, школьники наводят порядок в сквере у близлежащего дома, на пустыре, на берегу Кана. Во время летней практики высаживают и поливают цветы на школьных газонах, подрезают деревья, даже, случается, пни выкорчевывают. А если идут в сосновый бор на День здоровья - обязательно уберут близлежащий мусор.

Правда, в последнее время крен на учебную деятельность, грозивший опрокинуть всю систему образования в стране, начал выравниваться, апологеты российского образования вспомнили о том, что воспитание детей не менее значимо, чем обучение, если не более. И теперь 19-я школа обретает некую легитимность в вопросах трудового воспитания.

Из бала - в баттл

Ну а главное, на мой взгляд, ноу-хау здешних педагогов - планировать все мероприятия с детьми, советоваться. И это есть гарантия того, что ни одно из них не будет проведено для галочки. Вот, например, традиционный школьный бал по предложению ребят трансформировался в баттл. Или конкурс хоровой песни: тему ребята определяют сами, сами выбирают песни и сами поют.

Учителя тоже могут спеть, если надо. И не только спеть: два года подряд выигрывали городскую спартакиаду здоровья. Сам директор, например, - «дока» в дартсе. Но даже если и не в команде, Алексей Иконников всегда в группе поддержки. Ребята видят - и тоже тянутся к спорту. В городской школьной спортивной лиге, где с десяток видов зачетных соревнований, они уже вторые. И немудрено: каждый день в школьном спортзале допоздна горит свет.

Когда мурашки по коже

Или взять патриотическое воспитание. Можно ли детей научить патриотизму, как, например, географии? Или он сам собой рождается внутри каждого из нас? Педагоги школы особо не рассуждают, но отчетливо видят грань между откровенной пропагандой и пониманием российской идентичности.

Катя ГАБДУЛЛИНА занимается на офтальмологическом тренажере. Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Накануне 23 февраля в школе ежегодно проходит смотр строевой песни, и все классы охотно маршируют, поют патриотические песни, говорят о значимости праздника. Запомнится? Да. Отложится? Да.

А накануне Дня Победы ребята обходят ветеранов с поздравлениями и продуктовыми подарками, подготовленными с помощью родителей. И если в школу в этот день вдруг не сможет прийти ни один ветеран, праздник все равно состоится. Когда вся школа встаёт и поет «День Победы» - мурашки по коже. И это уже точно не пропаганда. Как не пропаганда и недавнее открытие мемориальной доски в память о бывшем директоре школы Марии Тимофеевне Мацулевич.

Что я чувствую на выпускном вечере? Что надо готовиться к новому учебному году. А если серьезно - есть чувство выполненного профессионального долга. Понимаешь, что в каждого из этих детей ты вложил частичку себя. И что мы оправдали доверие родителей, доверивших нам своих детей. Ветеранов школы, учащихся, родителей, коллектив - всех с юбилеем! Всем - мои слова признательности. Желаю здоровья, успехов, побед, свершений. Не останавливаться - только вперед!

Алексей Иконников, директор школы № 19.

Из истории

В 1911 году в селе Канперевозинском, недалеко от реки Кан, открылась церковно-приходская школа - небольшое одноэтажное деревянное здание с четырьмя классными комнатами.

Спустя 28 лет неподалёку стали строить новую двухэтажную деревянную школу. Но началась Великая Отечественная война, и здание отдали под госпиталь. Открыть школу удалось только после войны.

В 1959 году началось строительство нового кирпичного здания школы, затянувшееся на долгие годы. Помогали ученики, каждый день после уроков ребята шли на стройку: носили землю, кирпичи, опилки. И 1 сентября 1969 года случилось долгожданное новоселье. Первым директором новой школы стал Алексей Алексеевич Пачковский.

Перешагнули порог новой школы и учителя. Мария Тимофеевна Мацулевич, Нина Сергеевна Ивкова, Вера Калистратовна Павлющенко, Валентина Леонидовна Сергеева, Ольга Ивановна Бурундукова, Любовь Лаврентьевна Засухина, Тамара Николаевна Ильина, Ксения Евдокимовна Прохорчук, Нина Филипповна Ковалева, Валентин Семенович Пудовкин, Людмила Ивановна Кравченко, Лидия Григорьевна Покшина - благодаря им школа стала одной из лучших в городе.

В разное время школу № 19 окончили известные в городе люди: Наталья Князева, Андрей Храмцов, Людмила Споткай, Александр Сборнов, Петр Сасин, Ольга Коваленко, Владимир Дулевский, Юрий Серезитдинов, Сергей Лапун, Марина Зенина, братья Моисеевы, Марат Субботин и многие другие.

Комментарии  

0 #1 Татьяна 25.11.2019 20:27
Спасибо за замечательное представление нашей любимой школы-юбиляра!О громное спасибо!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить